Профессиональные справочные системы для специалистов
17.07.2020
Подготовлен проект по корректировке механизма субсидирования энерготарифов на Дальнем Востоке

     На следующей неделе правительственная комиссия по законопроектной работе рассмотрит проект, корректирующий систему субсидирования тарифов на Дальнем Востоке. Несмотря на противодействие "дальневосточного" вице-премьера Юрия Трутнева, с 2021 года ряд потребителей планируется исключить из числа получателей надбавок. Объём дотаций со стороны ОРЭМ, в этом году составляющий 37,6 млрд рублей, должен серьёзно сократиться: Минэнерго просчитало возможную экономию, но пока отказывается называть эту цифру.
     
     Минэнерго внесло в правительство текст федерального закона о корректировке механизма субсидирования тарифов на Дальнем Востоке. На следующей неделе (20-24 июля) проект будет рассмотрен на правительственной комиссии по законопроектной деятельности, сообщил "Перетоку" директор департамента развития электроэнергетики Минэнерго Андрей Максимов.
     
     По его словам, законопроект, подготовленный в рамках договорённостей между вице-премьерами Юрием Борисовым и Юрием Трутневым, предусматривает исключение из перечня получателей льгот потребителей, относящихся к бюджетной системе, организаций ТЭК и ЖКХ, а также предприятий, занимающихся добычей драгметаллов и драгоценных камней. В список льготников планируется включить потребителей на низком уровне напряжения; малый и средний бизнес, подключённый на среднем напряжении; организации, работающие в рамках ТОР и свободного порта Владивосток, а также потребителей на сетях среднего и высокого напряжения, реализующих инвестпроекты с ростом спроса на энергию не менее чем на 10% от уровня 2020 года. До 2028 года указанные категории потребителей смогут рассчитывать на субсидирование тарифов на электроэнергию до среднероссийского уровня (в 2020 году - 5 рублей за 1 кВт/ч).
     
     О том, что правительство определило принципиальные условия, на которых механизм субсидирования тарифов в ДФО будет продлён до 2028 года, и направило их на согласование президенту Владимиру Путину, г-н Трутнев заявил в конце апреля. С тех пор новостей по этому поводу не поступало. Первоначально корректировки планировалось внести ещё в 2019 году, но из-за разногласий в кабмине своевременно подготовить поправки не удалось: чиновники от Дальнего Востока старались сохранить механизм в неизменном виде. Это не устраивало Минэнерго, которое изначально выступало против дополнительной нагрузки на покупателей ОРЭМ, а также самих потребителей первой и второй ценовых зон, которые с 2017 года ежегодно доплачивают за дальневосточных "коллег" десятки миллиардов рублей.
     
     Уже в 2018 году вице-премьер Юрий Трутнев поднял вопрос о продлении действия надбавки ещё на 10 лет - Минэнерго нехотя согласилось на это при условии повышения адресности помощи, что подразумевает сокращение нагрузки на ОРЭМ. Но в прошлом году Юрию Трутневу удалось одержать локальную аппаратную победу: проект Минэнерго застрял в правительстве, текущая схема субсидирования в декабре была продлена на 2020 год в неизменном виде. При этом решение о пролонгации механизма было оформлено в качестве одной из поправок ко второму чтению законопроекта о поддержке микрогенерации в России.
     

     Субсидии, нацеленные на стимулирование экономического развития Дальнего Востока, направляются в бюджеты регионов ДФО и далее распределяются между гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми компаниями. В 2017 году покупатели энергии в ценовых зонах доплатили за потребителей Дальнего Востока 24 млрд рублей. В 2018 году платёж вырос до 35 млрд рублей, а в 2019 году составил 32 млрд рублей. В 2020 год платёж утверждён в размере 37,6 млрд рублей. Повышение адресности и ограничение числа льготников могли сэкономить потребителям более 2/3 расходов. Оптимистический сценарий, по данным потребителей, предусматривал снижение объёма дальневосточной надбавки до 10 млрд рублей в год, что фактически соответствовало сумме бюджетных субсидий, которые ранее были замещены деньгами потребителей ОРЭМ. Впрочем, в эти расчёты закладывалось максимально жёсткое ограничение круга льготников: от выравнивания тарифа отсекались не только бюджетные организации, но и все потребители на низком напряжении и т.д. Для получения нагрузки в 10 млрд рублей в год в списке должны были остаться только те, кто реализует инвестпроекты, одобренные на региональном уровне и гарантирующие рост потребления энергии.
     
     Сейчас Минэнерго подсчитало суммарный объём сокращения надбавки после повышения адресности в рамках подготовленного законопроекта, сообщил г-н Максимов, но считает преждевременным обнародование этой цифры.
     
     Ранее "Совет рынка" предлагал перенаправлять средства, собираемые с покупателей ОРЭМ в виде "дальневосточной надбавки", на модернизацию наиболее дорогой дизельгенерации в удалённых районах Дальнего Востока. Механизм предполагал строительство замещающих мощностей, в том числе с использованием ВИЭ-технологий. Суть идеи в том, чтобы инвесторы предлагали более низкий, чем сейчас, долгосрочный тариф для генерации в выбранном районе. Разница между фактической отпускной (среднероссийской) ценой и утверждённым тарифом могла бы компенсироваться из средств "дальневосточной надбавки". Предложение действительно обсуждается в рамках разработки программы развития генерации в труднодоступных и удалённых территориях, сообщил Андрей Максимов. Но вопрос пока упирается в законодательные ограничения: в федеральном законе чётко прописана норма о том, что средства, собираемые с ОРЭМ в рамках этого механизма, должны направляться на поддержку потребителей. Без изменения законодательства перенаправить эти деньги в пользу генераторов, занимающихся замещением неэффективных мощностей, невозможно, пояснил г-н Максимов.
     
     

     Источник:
     peretok.ru