На официальном сайте МЧС России представлены следующие материалы:
- Доклад об осуществлении Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий федерального государственного пожарного надзора, федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, государственного надзора в области гражданской обороны и государственного надзора за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и об эффективности этих надзоров за 2018 год;
- Доклад о лицензировании отдельных видов деятельности, на осуществление лицензирования которых уполномочено Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий за 2018 год.
Ниже представлены выдержки из указанных материалов.
1. Анализируя показатели, характеризующие деятельность государственных надзоров в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, можно проследить положительную динамику в изменении их значений, что свидетельствует не только о повышении качества организации и осуществления контрольно-надзорных мероприятий и уровня подготовленности (квалификации) должностных лиц, наделенных правами по осуществлению указанных надзоров, но и о повышении уровня защиты поднадзорных объектов. Это связано с более добросовестным отношением собственников и организаций к соблюдению требований пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объектах защиты. Учитывая это обстоятельство, в состоянии исполнения обязательных требований законодательства Российской Федерации, в рассматриваемых сферах деятельности, можно ожидать положительного эффекта в 2019 году.
2. МЧС России проводит активную работу по совершенствованию форм и методов осуществления надзорной деятельности, в условиях взаимодействия с бизнес-сообществом. Данная работа направлена на внедрение новых форм и методов при осуществлении ФГПН, ГНГО, ФГНЗЧС. Основные направления совершенствования данных форм и методов приведены в Паспорте приоритетного проекта "Совершенствование функции государственного надзора МЧС России в рамках реализации приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности".
3. В целях обеспечения единства и полноты правового регулирования деятельности органов государственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах защиты предлагается внести изменения в Федеральные законы "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О пожарной безопасности", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об образовании в Российской Федерации", Градостроительный кодекс Российской Федерации.
Указанные нормативные правовые акты предлагается дополнить нормами, предусматривающими:
- рассмотрение и согласование органами государственного пожарного надзора градостроительной и проектно-сметной документации на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение организаций, зданий, сооружений и других объектов, в части соблюдения требований пожарной безопасности;
- обязательное участие органов государственного пожарного надзора в проведении государственной экспертизы проектной документации и выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям пожарной безопасности;
- отнесение к полномочиям Правительства Российской Федерации установления в Положении о федеральном государственном пожарном надзоре периодичности проведения плановых проверок в зависимости от классификации по функциональной пожарной опасности и присвоенной объекту защиты, территории или земельному участку определенной категории риска. Для отдельных сфер деятельности такая периодичность устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации;
- проведение муниципального контроля за соблюдением требований пожарной безопасности в соответствие с законодательством Российской Федерации о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации;
- особенности проведения федерального государственного пожарного надзора в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применительно к которым саморегулируемой организацией осуществляется оценка соблюдения условий членства в ней, ее стандартов и правил;
- организацию и проведение государственного мониторинга пожарной безопасности объектов с массовым пребыванием людей;
- отнесение к вопросам местного значения участия в осуществлении мероприятий по профилактике пожаров;
- утверждение типовых дополнительных профессиональных программ в области обучения мерам пожарной безопасности федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
4. В целях совершенствования деятельности государственных надзоров МЧС России целесообразно в качестве основных направлений продолжить работу, проводимую МЧС России по применению риск-ориентированного подхода при организации надзорной деятельности, при этом необходимо обратить внимание на следующие направления:
- развитие системы оценки рисков и управления ими при осуществлении всех видов государственного контроля и надзора;
- внедрение системы оценки результативности и эффективности надзорных органов;
- совершенствование системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований;
- внедрение эффективных механизмов кадровой политики и системы профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной сфере;
- автоматизация контрольно-надзорной деятельности;
- повышение доли оказания государственных услуг в электронном виде;
- завершение работы по нормативному обустройству регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
5. Основными причинами отказа в предоставлении (переоформлении) лицензии является наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении (переоформлении) лицензии и прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации, а также несоответствие заявителя следующим лицензионным требованиям:
- отсутствие у соискателя лицензии (лицензиата) работников, обладающих соответствующим образованием, а также необходимым стажем работы в области лицензируемого вида деятельности;
- отсутствие повышения квалификации в области лицензируемой деятельности у работников соискателя лицензии (лицензиата);
- отсутствие у лицензиата оборудования, инструмента, технических средств, в том числе средств измерения, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ и оказания услуг;
- несоответствие средств измерения, необходимых для выполнения работ и оказания услуг установленным требованиям (отсутствие метрологической поверки).
6. Учитывая тот факт, что большинство лицензиатов в 2018 г. относились к субъектам малого предпринимательства, запрет на проведение плановых проверок, в отношении которых в период с 01.01.2016 по 31.12.2018 года (статья 26.1 Федерального закона N 294) негативно отразился на общем состоянии работоспособности систем противопожарной защиты, что обусловлено следующими показателями:
- увеличение количества случаев несработки охранно-пожарной и пожарной сигнализации на 7%;
- увеличение количества случаев несработки установок и модулей пожаротушения на 42,9%.