Таможенный контроль

При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами, которые достаточны для  обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и  законодательства государств — его членов.

Таможенные органы в соответствии с национальным законодательством в пределах своей компетенции осуществляют иные виды контроля, в том числе экспортный, валютный и радиационный.

Проведение таможенного контроля

При проведении таможенного контроля не требуется каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений на его проведение, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным кодексом.

Контроль проводится в отношении:

1) товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с Таможенным кодексом;

2) таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством союза;

3) деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур;

4) лиц, пересекающих таможенную границу.

Ввезенные товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения границы и до:

  • помещения под процедуры выпуска для внутреннего потребления, за исключением условно выпущенных товаров (или реимпорта);
  • приобретения условно выпущенными товарами статуса товаров таможенного союза;
  • помещения их под процедуры отказа в пользу государства или уничтожения;
  • обращения в собственность государства в соответствии с национальным законодательством;
  • фактического вывоза с таможенной территории;
  • отнесения отходов, образовавшихся в результате операций переработки иностранных товаров на таможенной территории, к непригодным для их дальнейшего коммерческого использования;
  • признания части иностранных товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории или переработки для внутреннего потребления, производственными потерями.

Товары находятся под таможенным контролем при их вывозе с территории ТС с момента регистрации таможенной декларации (или иных документов, используемых в качестве такой декларации) либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление их вывоза, и до пересечения таможенной границы.

Товары, не вывезенные с территории таможенного союза, со дня отзыва таможенной декларации в соответствии со статьей 192 Таможенного Кодекса не считаются находящимися под таможенным контролем. Таможенные органы осуществляют контроль за исполнением обязательств об обратном ввозе и (или) вывозе товаров, в том числе товаров, полученных в результате переработки товаров, если последние подлежат обязательному обратному ввозу и (или) вывозу в соответствии с таможенными процедурами, установленными Кодексом.

Таможенные органы вправе останавливать транспортные средства, а также принудительно возвращать водные и воздушные суда, покинувшие таможенную территорию таможенного союза без соответствующего разрешения. При этом действия по задержанию (возвращению) иностранных судов и судов, находящихся на территории других государств, проводятся в соответствии с законодательством членов таможенного союза и (или) международными договорами.

Остановка автомобильных транспортных средств вне зон таможенного контроля не должно превышать двух часов. Об осуществлении такого контроля составляется акт по форме, определяемой решением Комиссии таможенного союза, один экземпляр которого подлежит вручению перевозчику.

Зоны таможенного контроля

Зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные национальным законодательством государств-членов таможенного союза. Возможно создание иных зон таможенного контроля для проведения таможенного осмотра и (или) досмотра товаров, совершения грузовых и иных операций.

Согласно Федеральному закону № 311_ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль Государственной границы Российской Федерации, в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в местах осуществления таможенных операций, в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров, их таможенного осмотра и таможенного досмотра, в местах стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары.

Такие зоны могут быть постоянными в случае регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю, или временными в случае проведения на их территории таможенного контроля, грузовых и иных операций в случаях:

1) если владелец земельного участка, помещения предполагает использовать указанные территории исключительно для хранения на них товаров, находящихся под таможенным контролем, либо совершения с такими товарами иных таможенных операций;

2) если на отдельных участках территории преимущественно перевозятся или хранятся товары, находящиеся под таможенным контролем, либо в отношении указанных товаров совершаются иные таможенные операции и ограничение на перемещение таких товаров через границы зон таможенного контроля либо ограничение доступа к таким товарам необходимо для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

Перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускается с разрешения таможенных органов и под их надзором, за исключением случаев, установленных Федеральным законом № 313_ФЗ и иными федеральными законами.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, на основании представления таможенного органа, в регион деятельности которого входит соответствующий участок территории Российской Федерации, определяет участки Государственной границы Российской Федерации, вдоль которых необходимо создать зоны таможенного контроля, и принимает решение о создании таких зон. Решение о создании таких зон оформляется нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, согласованным с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и органами исполнительной власти ее субъектов, на территориях которых создаются указанные зоны.

На сухопутном участке территории Российской Федерации зона таможенного контроля вдоль границы может создаваться в пределах полосы местности шириной до 30 километров от линии Государственной границы Российской Федерации вглубь ее территории. На морских, речных и озерных участках территории — до 15 километров от береговой линии.

Временная зона таможенного контроля может создаваться по решению начальника таможенного поста. Указанное решение оформляется распоряжением начальника таможенного поста с указанием цели создания временной зоны таможенного контроля, места ее нахождения, срока действия, границы и мест ее пересечения лицами, товарами и транспортными средствами, а также примененных средств обозначения. Зоны таможенного контроля ликвидируются в случаях изменения места нахождения таможенного органа, закрытия пункта пропуска, изменения места хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, или расположения мест осуществления таможенных операций, разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров, их таможенного осмотра и таможенного досмотра, стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары. Данное решение оформляется приказом таможенного органа, создавшего такую зону.

Временная зона таможенного контроля ликвидируется по завершении мероприятий, послуживших основанием для ее создания, или по истечении срока ее действия, указанного в решении таможенного органа о создании временной зоны.

Документы и сведения для проведения таможенного контроля

Таможенный орган вправе запрашивать в письменной и (или) электронной формах документы и сведения (в том числе коммерческие и бухгалтерские документы), относящуюся к перемещению товаров через таможенную границу, к выпуску и использованию на территории таможенного союза или за ее пределами, а также устанавливать срок представления такой информации. Кроме того, он вправе запрашивать и получать в соответствии с национальным законодательством документы и сведения о денежных операциях по внешнеэкономическим сделкам от банков или организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций.

Полученные документы должны храниться лицами и таможенными органами в течение пяти лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем, если иной срок не установлен законодательством государств — членов таможенного союза. Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, должны хранить документы, необходимые для таможенного контроля, в течение пяти лет после года, в течение которого проводились таможенные операции.

Таможенный контроль после выпуска товаров проводится в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Законодательством членов таможенного союза может быть установлен более продолжительный срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров, но не выше пяти лет.

Согласно статьи 167 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенный орган, проводящий таможенную проверку, вправе запрашивать у банков заверенные копии контрактов (договоров), паспорта сделок, ведомости банковского контроля, справки о подтверждающих документах, заверенные копии карточки с образцами подписей и оттисками печатей, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей), в том числе содержащие банковскую тайну. Банк, получивший мотивированный запрос о представлении таких документов и сведений, исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает запрашиваемой информацией.

Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в таможенный орган, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В случае необходимости таможенный орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Форма и порядок направления таможенным органом запроса в банк, а также форма и порядок представления банками документов и сведений по запросам таможенных органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Последние — по согласованию с Центральным банком РФ.

Таможенный контроль при обороте товаров

Таможенные органы проводят таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию таможенного союза, в целях проверки сведений, подтверждающих соответствием требованиям, в частности, наличие на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза.

Национальным законодательством может быть установлена возможность таможенного декларирования, совершения иных таможенных операций и уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении товаров, незаконно перемещенных через границу лицами, приобретших эти товары на таможенной территории в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

Участие специалиста при проведении таможенного контроля

Для участия в совершении конкретных действий при проведении таможенного контроля на договорной основе может быть привлечен специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия таможенным органам, и не заинтересованный в результатах таких действий. Таможенные органы вправе привлекать специалистов и экспертов из других государственных органов для оказания содействия в проведении таможенного контроля. Полученная таким специалистом информация, составляющая коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также другая конфиденциальная информация не должна разглашаться, передаваться третьим лицам, использоваться в иных целях, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств-членов таможенного союза.

Расходы, возникшие у таможенных органов в связи с привлечением специалиста, возмещаются за счет средств лица, в отношении которого или товаров которого проводится таможенный контроль, если в ходе проведения таможенного контроля выявлены нарушения таможенного законодательства таможенного союза. В иных случаях такая оплата услуг осуществляется за счет средств бюджета того государства, таможенным органом которого проводился указанный контроль. При проведении таможенного контроля товаров, перемещаемых через границу и подлежащих контролю другими контролирующими государственными органами, таможенные органы обеспечивают общую координацию таких действий и их одновременное проведение в порядке, определяемом национальным законодательством.

В целях ускорения процедур государственного контроля досмотр может проводиться с участием всех государственных органов, осуществляющих такой контроль. При проведении таможенного контроля не допускается причинение неправомерного вреда перевозчику (в том числе таможенному), декларанту, их представителям, владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иным заинтересованным лицам, чьи интересы затрагиваются действиями (бездействием) и решениями таможенных органов при проведении таможенного контроля, а также товарам и транспортным средствам. Убытки, причиненные лицам таможенными органами либо их должностными лицами при проведении таможенного контроля, в результате неправомерных действий подлежат возмещению в полном объеме, в соответствии с национальным законодательством. Убытки, причиненные лицам правомерными решениями, действиями должностных лиц таможенных органов, возмещению не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Освобождение от применения таможенными органами определенных форм таможенного контроля

Освобождение от применения таможенными органами определенных форм таможенного контроля устанавливается Кодексом, международными договорами государств-членов таможенного союза и иными международными договорами.

Таможенному досмотру не подлежит личный багаж:

1) глав государств-членов ТС и следующих вместе с ними членов их семей;

2) глав правительств, членов правительств таких государств, если указанные лица пересекают таможенную границу в связи с исполнением служебных обязанностей;

3) глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, министров иностранных дел, посещающих территорию таможенного союза с официальным визитом;

4) иных лиц в соответствии с международными договорами членов таможенного союза и иными международными договорами.

От таможенного досмотра освобождаются иностранные военные корабли (суда), боевые воздушные суда и военная техника, следующие своим ходом, военное имущество, которое согласно специальным заявлениям соответствующих государственных органов государств-членов таможенного союза, перемещается через таможенную границу.

Использование технических средств и судов при проведении таможенного контроля

В целях сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его эффективности таможенными органами могут использоваться специальные технические средства, перечень и порядок применения которых устанавливаются национальным законодательством.

Таможенный контроль в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, может проводиться с использованием водных и воздушных судов таможенных органов.

Идентификация товаров и транспортных средств, помещений и других мест

Идентификация товаров, находящихся под таможенным контролем, транспортных средств, помещений, емкостей и других мест, где находятся или могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации, а также иными способами.

Требования к изготовлению средств идентификации, как и порядок их применения устанавливаются национальным законодательством. В качестве средств идентификации могут признаваться средства идентификации, примененные таможенными органами иностранных государств, а также отправителями товаров или перевозчиками.

Средства идентификации могут изменяться, удаляться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, когда существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров. В этом случае таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и представляются доказательства существования такой угрозы. По результатам — составляется акт по форме, устанавливаемой решением Комиссии таможенного союза.

Формы и порядок проведения таможенного контроля

Формами таможенного контроля являются:

— проверка документов и сведений;

— устный опрос;

— получение объяснений;

— таможенное наблюдение;

— таможенный осмотр;

— таможенный досмотр;

— личный таможенный досмотр;

— проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;

— таможенный осмотр помещений и территорий;

— учет товаров, находящихся под таможенным контролем;

— проверка системы учета товаров и отчетности;

— таможенная проверка.

Проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными таможенным законодательством таможенного союза.

При проведении таможенного контроля орган вправе мотивированно запросить в письменном форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах.

Запрос дополнительных документов и сведений в соответствии с пунктом 3 статьи 111 и их проверка не должны препятствовать выпуску товаров, если иное прямо не предусмотрено Кодексом. При совершении таможенных операций в соответствии с Кодексом должностные лица таможенных органов вправе проводить устный опрос физических лиц, их представителей, а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающими полномочиями в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме.

При необходимости вызова лица для получения объяснений (необходимой информации в сфере таможенного дела) таможенный орган оформляет уведомление в письменной форме, которое вручается вызываемому лицу.

Таможенный осмотр (внешний визуальный осмотр товаров транспортных средств, багажа физических лиц, а также грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации, без нарушения целостности обследуемых объектов и их части) в зоне таможенного контроля может производиться в отсутствие декларанта или иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров. Осмотр может проводиться с применением технических средств, которые обеспечивают визуализацию внутренней структуры осматриваемого объекта и иным образом информируют о наличии у него специфических физических характеристик.

По результатам таможенного осмотра должностными лицами таможенных органов составляется акт по форме, установленной решением Комиссии таможенного союза, если результаты такого осмотра будут использованы в таможенных целях.

По требованию лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, должностные лица таможенного органа обязаны составить акт либо поставить отметку о факте проведения таможенного осмотра на транспортном (перевозочном), коммерческом или таможенном документе.

Второй экземпляр акта о проведении таможенного осмотра вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров.

Таможенный досмотр

В отличие от таможенного осмотра, который не связан с нарушением целостности осматриваемого объекта, таможенный досмотр — это действия должностных лиц, связанные со вскрытием упаковки или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары, с нарушением наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей.

Должностное лицо, уполномоченное на проведение таможенного досмотра, уведомляет декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров о месте и времени проведения таможенного досмотра в случае, если эти лица известны. Время начала проведения таможенного досмотра должно учитывать разумные сроки прибытия таких лиц. Декларант, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе по собственной инициативе присутствовать при таможенном досмотре, за исключением случая, установленного пунктом 4 статьи 116 Таможенного Кодекса.

Таможенный досмотр, осуществляемый в ходе таможенного осмотра помещений и территорий и (или) в ходе выездной таможенной проверки, может проводиться без создания зон таможенного контроля. По требованию должностных лиц декларант — или иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров — обязаны присутствовать при таможенном досмотре и оказывать должностным лицам необходимое содействие. При отсутствии представителя, специально уполномоченного перевозчиком, таковым является физическое лицо, управляющее транспортным средством.

Таможенный орган вправе проводить досмотр в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей в следующих случаях:

1) при неявке указанных лиц либо такие лица неизвестны;

2) при существовании угрозы национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровью человека, животных, возникновения эпизоотической ситуации, окружающей среде, сохранению объектов национального культурного достояния государств-членов таможенного союза и при иных обстоятельствах, не терпящих отлагательства, в том числе при наличии признаков, указывающих на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, если товары распространяют неприятный запах;

3) при пересылке товаров в международных почтовых отправлениях;

4) при оставлении на таможенной территории таможенного союза товаров в нарушение таможенной процедуры, предусматривающей их вывоз.

В этих случаях досмотр проводится в присутствии двух понятых.

По результатам таможенного досмотра составляется акт таможенного досмотра в двух экземплярах по форме, установленной решением Комиссии таможенного союза. В документе указываются следующие сведения:

— о должностных лицах таможенного органа, проводивших таможенный досмотр, и лицах, присутствовавших при его проведении;

— о причинах проведения таможенного досмотра в отсутствие декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров;

— о результатах таможенного досмотра;

— иные сведения, предусмотренные формой акта.

Второй экземпляр акта таможенного досмотра вручается (направляется) лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, либо его представителю, если это лицо установлено.

Отсутствие на товарах специальных марок, идентификационных знаков или обозначений товаров иными способами рассматривается как ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза, осуществленный без совершения таможенных операций и выпуска товаров, если лицо, у которого такие товары обнаружены, декларант либо иное заинтересованное лицо не докажут обратное.

Личный таможенный досмотр

Личный таможенный досмотр является исключительной формой таможенного контроля, который проводится по письменному решению руководителя таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя либо лиц, их замещающих , при наличии достаточных оснований полагать, что данное физическое лицо скрывает и добровольно не выдает товары, перемещаемые с нарушением таможенного законодательства таможенного союза.

Перед началом личного таможенного досмотра должностное лицо таможенного органа обязано представить физическому лицу решение об его проведении, ознакомить с правами при проведении такого досмотра и предложить добровольно выдать скрываемые товары.

Факт ознакомления физического лица с указанным решением, а также отказ от совершения таких действий удостоверяется соответствующей надписью на документе. О проведении личного таможенного досмотра в ходе проведения досмотра либо непосредственно после его окончания составляется акт в двух экземплярах по форме, утверждаемой решением Комиссии таможенного союза. Данный документ подписывается должностным лицом, проводившим личный таможенный досмотр, физическим лицом, в отношении которого был проведен досмотр, либо его законным представителем или лицом, его сопровождающим, понятыми, а при обследовании — медицинским работником.

Физическому лицу, в отношении которого проводился личный таможенный досмотр, либо его законному представителю или лицу, его сопровождающему, вручается второй экземпляр акта о проведении личного таможенного досмотра незамедлительно после его составления.

Таможенный осмотр помещений и территорий

Таможенный осмотр помещений и территорий проводится на основании предписания на проведение таможенного осмотра помещений и территорий или на основании решения о проведении выездной таможенной проверки. Таможенный осмотр помещений и территорий, не указанных в пункте 1 статьи 119 Кодекса, может проводиться таможенными органами:

— в местах перемещения товаров через таможенную границу, пограничной зоне;

— у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю товарами, хранящих товары в местах, не являющихся зонами таможенного контроля, при наличии информации о нахождении в помещениях или на территориях этих лиц товаров, ввезенных на таможенную территорию таможенного союза и (или) находящихся паней с нарушением порядка, предусмотренного Кодексом, для проверки такой информации;

— у лиц, в отношении (у) которых проводится выездная таможенная проверка.

Таможенный осмотр помещений и территорий проводится при предъявлении предписания (указания) и служебного удостоверения должностного лица таможенного органа в целях проверки соответствия этих помещений и территорий требованиям и условиям, установленным национальным законодательством членов таможенного союза в соответствии со статьями 24, 29, 34, 168, 233 и 304Таможенного кодекса.

Проведение таможенного осмотра жилых помещений не допускается. Предъявление документов, указанных в части первой пункта 5 статьи 119, не требуется при проведении таможенного осмотра помещений и территорий у лиц, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка. В случае отказа в доступе на территорию и в помещения должностные лица таможенных органов вправе входить на территорию и в помещения с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых. Обо всех случаях вхождения в помещения с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений органы уведомляют прокурора в течение 24 часов. Лица, препятствующие доступу на территории и в помещения, несут ответственность в соответствии с национальным законодательством.

Если законодательством государств-членов таможенного союза предусмотрен специальный порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты, то такой доступ осуществляется в порядке, установленном этим законодательством. Таможенный осмотр помещений и территорий не может продолжаться более одного рабочего дня, если иное не установлено национальным законодательством В частности, согласно пункту 3 статьи 175 федерального закона таможенный осмотр может продолжаться не более трех рабочих дней в случаях:

1) отказа в доступе в помещение и на территории, которые подлежат таможенному осмотру, и (или) отказа в добровольном предъявлении товаров к таможенному осмотру;

2) если для проведения идентификации товаров требуется осуществление действий в помещении или на территории, которые подлежат таможенному осмотру, и эти действия не могут быть завершены в течение одного рабочего дня;

3) если размер площади помещения и территории, которые подлежат осмотру, превышает 1 тыс. квадратных метров.

По результатам таможенного осмотра помещений и территорий составляется акт по форме, утверждаемой решением Комиссии таможенного союза. Второй экземпляр акта таможенного осмотра помещений и территорий подлежит вручению (направлению) лицу, чьи помещения или территории осматривались.

Проверка системы учета товаров и отчетности

Таможенные органы ведут учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций, в том числе с использованием информационных систем и технологий. Порядок и формы учета товаров, находящихся под таможенным контролем, определяются законодательством государств-членов таможенного союза.

Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, пользующиеся специальными упрощениями, а также пользующиеся и (или) владеющие иностранными товарами, по требованию таможенных органов обязаны представлять в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях.

Данная отчетность может представляться в таможенный орган в электронном виде при наличии электронной цифровой подписи либо в электронном виде без электронной цифровой подписи с обязательным предоставлением информации на бумажном носителе, заверенной подписью руководителя организации, главного бухгалтера либо лица, ими уполномоченного, и печатью.

Отчетность нарастающим итогом о товарах, в отношении которых совершены таможенные операции, представляется в таможенный орган таможенным представителем ежеквартально до 10_го числа месяца, следующего за отчетным.

Декларант не реже одного раза в три месяца представляет в таможенный орган, осуществляющий таможенный контроль за применением таможенной процедуры переработки на таможенной территории, отчетность о выполнении требований и условий применения таможенной процедуры переработки на таможенной территории в целях выверки количества изготовленных продуктов переработки, отходов и остатков.

Отчетность об окончательной выверке количества продуктов переработки, отходов и остатков, указанного в разрешении на переработку товаров на таможенной территории, представляется после завершения таможенной процедуры в соответствии с пунктом 1 статьи 249 Таможенного кодекса, но не позднее 30 дней со дня выпуска последней партии продуктов переработки.

Декларант не реже одного раза в три месяца представляет в таможенный орган, осуществляющий таможенный контроль за применением таможенной процедуры переработки вне таможенной территории, отчетность о выполнении требований и условий применения такой процедуры.

Отчетность об окончательной выверке количества продуктов переработки, указанного в разрешении на переработку товаров вне таможенной территории, представляется в соответствии со статьей 260 Таможенного кодекса Таможенного союза, но не позднее 30 дней со дня выпуска последней партии продуктов.

Декларант не реже одного раза в три месяца представляет в таможенный орган, отчетность о выполнении требований и условий применения таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления. Отчетность об окончательной выверке количества продуктов переработки, отходов и остатков представляется после завершения таможенной процедуры переработки товаров для внутреннего потребления в соответствии со статьей 273 Таможенного кодекса Таможенного союза, но не позднее 30 дней после выпуска последней партии продуктов переработки. Лица, пользующиеся и (или) владеющие товарами, помещенными под таможенные процедуры временного ввоза (допуска), свободной таможенной зоны, свободного склада или выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, или с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению, связанными с представлением документов, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 195 Таможенного кодекса, обязаны представлять отчетность о выполнении требований и условий применения указанных таможенных процедур, а также о соблюдении ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами после их выпуска не реже одного раза в шесть месяцев или по требованию таможенного органа.

Лица, хранящие иностранные товары, за исключением уполномоченных экономических операторов, обязаны представлять отчетность о таких товарах в сроки, установленные федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Порядок представления таможенным органам отчетности владельцами складов временного хранения, владельцами таможенных складов, владельцами магазинов беспошлинной торговли, таможенными перевозчиками определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Проверка системы учета товаров как форма таможенного контроля проводится:

— при применении специальных упрощений в соответствии с Кодексом;

— в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

— в отношении товаров, помещенных под таможенные процедуры, предусматривающие в соответствии с Кодексом или законодательством государств-членов таможенного союза ведение учета таких товаров.

Порядок проведения проверки системы учета товаров определяется национальным законодательством. Согласно статье 177 федерального закона проверка системы учета товаров за один и тот же период осуществляется один раз путем сверки сведений, содержащихся в представляемой таможенным органам отчетности, со сведениями, имеющимися в его распоряжении, а также путем их сопоставления с данными бухгалтерского учета и отчетности и информацией, содержащейся в первичных документах. Результаты проверки фиксируются актом.

За непредставление, несвоевременное представление в установленный срок, а также предоставление в таможенный орган отчетности, содержащей недостоверные сведения, лица, указанные в части 4 статьи 177 Федерального, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таможенная проверка

Таможенная проверка проводится в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и национальным законодательством государств-участников ТС.

Порядок проведения таможенной проверки определяется главой 19 Таможенного кодекса. Под проверяемыми лицами понимаются:

— декларант;

— таможенный представитель;

— перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;

— лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представитель;

— лицо, осуществляющее временное хранение товаров;

— владельцы магазинов беспошлинной торговли, таможенных и иных складов;

— уполномоченный экономический оператор;

— иные лица, напрямую или косвенно участвовавшие в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру;

— лицо, в отношении которого имеется информация, что в его владении и (или) пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, предусмотренного Кодексом, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу.

При таможенной проверке проверяются:

— факт помещения товаров под таможенную процедуру;

— достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров;

— соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами;

— соблюдение требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза, к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела;

— соответствие лиц условиям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора;

— соблюдение установленных таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств-членов таможенного союза условий таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров таможенного союза;

— соблюдение иных требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств-членов таможенного союза.

Таможенная проверка проводится путем сопоставления сведений, содержащихся в документах, представленных при помещении товаров под таможенную процедуру, и иных сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза.

Камеральная таможенная проверка осуществляется по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления предписания (акта о назначении проверки) путем изучения и анализа сведений, содержащихся в документах, представленных проверяемым лицом, контролирующих государственных органов государств-членов таможенного союза, а также других сведений о деятельности указанных лиц. Такая проверка без ограничений периодичности проведения.

Проверке предшествует подготовительная работа, в процессе которой определяется перечень вопросов и при необходимости разрабатывается программа ее проведения.

Таможенная проверка осуществляется в форме камеральной таможенной проверки или выездной таможенной проверки. Могут использоваться и иные формы таможенного контроля, установленные статьей 110 Таможенного кодекса.

При установлении признаков административного правонарушения или преступления таможенными органами принимаются меры в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза. Оформление результатов таможенной проверки, а также порядок принятия решений определяется национальным законодательством.

Выездная таможенная проверка — плановая или внеплановая — проводится таможенным органом с выездом в место нахождения юридического лица, осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) фактического осуществления их деятельности. Такая проверка проводится на основании решения (предписания, акта о назначении проверки), форма которого определяется законодательством государств-членов таможенного союза. Плановая выездная таможенная проверка осуществляется на основании планов проверок, разрабатываемых таможенными органами, и может проводятся не чаще одного раза в год в отношении одного и того же проверяемого лица. Плановые выездные таможенные проверки в отношении уполномоченных экономических операторов проводятся таможенными органами один раз в три года.

Перед началом проведения плановой выездной таможенной проверки органы направляют проверяемому лицу уведомление о проведении выездной таможенной проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передают такое уведомление иным способом, позволяющим подтвердить факт его получения.

Возврат почтового отправления с отметкой, свидетельствующей о невручении письма адресату в связи с отсутствием его по месту нахождения, не является основанием для отмены плановой выездной таможенной проверки.

Плановая выездная таможенная проверка может быть начата не ранее чем через 15 календарных дней со дня получения уведомления проверяемым лицом либо со дня поступления в таможенный орган почтового отправления с отметкой о невручении письма адресату. Датой начала проведения выездной таможенной проверки считается дата вручения копии решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки) проверяемому лицу.

В случае отказа от получения копии решения (предписания, акта о назначении проверки) должностное лицо таможенного органа делает об этом соответствующую запись в решении (предписании, акте о назначении проверки). Отказ проверяемого лица от получения копии решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки), а также возврат почтового отправления не являются основанием для отмены проверки. В этом случае датой начала проверки считается дата записи в решении (предписании, акте о назначении проверки) об отказе в получении копии решения (предписания, акта о назначении проверки), либо дата поступления в таможенный орган почтового отправления с отметкой о невручении письма.

Основаниями для назначения внеплановых выездных таможенных проверок являются:

— данные, полученные в результате анализа информации, содержащейся в базах данных таможенных органов и органов государственного контроля (надзора) государств-членов таможенного союза, свидетельствующие о возможном нарушении законодательства ТС и законодательства его участника;

— данные, свидетельствующие о возможном нарушении требований таможенного законодательства;

— заявление лица, в том числе осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, на получение статуса уполномоченного экономического оператора;

— необходимость проведения встречной выездной таможенной проверки в соответствии с пунктом 6 статьи 132;

— обращение (запрос) компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица, совершавшего внешнеэкономические сделки с иностранной организацией;

— иные основания, предусмотренные законодательством государств-членов таможенного союза.

Выездная таможенная проверка может назначаться по результатам применения иных форм таможенного контроля, а также по результатам камеральной таможенной проверки. В случаях необходимости подтверждения достоверности сведений, представленных проверяемым лицом, таможенным органом может проводиться встречная выездная проверка у лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами. Такая выездная таможенная проверка всегда является внеплановой.

Внеплановые выездные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения. В период проведения выездной таможенной проверки проверяемое лицо не вправе вносить изменения и дополнения в проверяемые документы, связанные с его деятельностью.

Срок проведения выездной таможенной проверки не должен превышать два месяца. В указанный срок не включается период времени между датой вручения проверяемому лицу требования о представлении документов и сведений и датой получения таких документов и сведений.

Срок проведения выездной таможенной проверки может быть продлен еще на 1 (один) месяц по решению таможенного органа, осуществляющего проверку.

При необходимости

• проведения исследований или экспертиз,

• направления запросов в компетентные органы государств-членов таможенного союза или иностранных государств,

• восстановления проверяемым лицом документов, необходимых для проведения выездной таможенной проверки,

• предоставления дополнительных документов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы по результатам выездной таможенной проверки, проведение выездной таможенной проверки может быть приостановлено по решению руководителя (начальника) таможенного органа или уполномоченного им лица.

Срок приостановления проведения выездной таможенной проверки не может превышать шесть месяцев. В случае, если запрашиваемая информация в компетентные органы государств — членов Таможенного союза или иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации, не была получена в течение шести месяцев, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.

При необходимости проведения исследований или экспертиз, направления запросов в компетентные органы государств-членов таможенного союза или иностранных государств, восстановления проверяемым лицом документов, необходимых для проведения выездной таможенной проверки, предоставления дополнительных документов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы по результатам выездной таможенной проверки, проведение выездной таможенной проверки может быть приостановлено по решению руководителя (начальника) таможенного органа или уполномоченного им лица.

О продлении срока выездной таможенной проверки, а также о приостановлении ее проведения в решение (предписание) о проведении выездной таможенной проверки (акт о назначении проверки) вносятся соответствующие записи, о чем уведомляется проверяемое лицо. Срок и порядок такого приостановления устанавливаются законодательством государств-членов таможенного союза.

Датой завершения выездной таможенной проверки считается дата составления документа, оформленного по результатам таможенной проверки, который составляется в двух экземплярах и подписывается должностными лицами таможенного органа, проводившими выездную таможенную проверку. Первый экземпляр такого документа приобщается к материалам выездной проверки, второй экземпляр не позднее пяти дней со дня завершения выездной таможенной проверки вручается проверяемому лицу или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Доступ должностных лиц на объект

Проверяемое лицо при предъявлении решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки) и служебных удостоверений обязано обеспечить доступ должностных лиц на объект (за исключением жилых помещений).

Если национальным законодательством предусмотрен специальный порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты, то такой доступ осуществляется в порядке, установленном этим законодательством.

Проверяемое лицо вправе отказать должностным лицам таможенного органа в доступе на объект в случае, если решение (предписание, акт о назначении проверки) и (или) служебные удостоверения не предъявлены; должностные лица таможенных органов не указаны в решении (предписании, акте о назначении проверки); должностные лица не имеют специального разрешения на доступ на объект, если такое разрешение необходимо.

При отказе в доступе должностных лиц на объект составляется акт (протокол) в соответствии с законодательством члена таможенного союза. В случае необоснованного отказа должностные лица вправе входить на объект с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых, за исключением случаев, если законодательством государств-членов таможенного союза установлен иной порядок доступа. Обо всех случаях вхождения на объекты проверяемых лиц с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение 24 часов.

Права и обязанности должностных лиц

При проведении таможенной поверки должностные лица таможенного органа имеют право требовать у проверяемого лица:

— и получать от него коммерческие, транспортные документы, документы бухгалтерского учета и отчетности, а также другую информацию, в том числе на электронных носителях, относящуюся к проверяемым товарам;

— предъявления товаров, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка;

— представления отчетности в целях таможенного контроля.

Также они вправе требовать у банков и иных кредитных организаций и получать от них информацию и документы, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций, необходимые для проведения таможенной проверки, в том числе содержащие банковскую тайну в соответствии с национальным законодательством. Также они могут запрашивать у налоговых и иных государственных органов и получать от них необходимые информацию и документы, в том числе составляющие коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законодательством тайну.

Кроме того, должностные лица таможенного органа вправе:

— проводить в порядке, установленном законодательством государств-членов таможенного союза, инвентаризацию (требовать проведения инвентаризации) товаров при проведении выездных таможенных проверок;

— направлять международные запросы в связи с проведением таможенной проверки;

— получать доступ на объекты проверяемого лица с предъявлением решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки) и служебных удостоверений;

— осуществлять при проведении выездных таможенных проверок отбор проб и образцов товаров с составлением соответствующего акта;

— изымать у проверяемого лица документы либо их копии с составлением акта изъятия при проведении выездных таможенных проверок;

— налагать арест на товары или изымать их в законодательно установленном порядке на срок проведения выездной таможенной проверки для пресечения действий, направленных на отчуждение либо распоряжение иным способом товарами, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка;

— опечатывать помещения, в которых находятся товары;

— проводить иные действия, предусмотренные законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза.

При этом должностные лица таможенных органов при проведении таможенных проверок обязаны:

1) соблюдать права и законные интересы проверяемого лица, не допускать причинения вреда проверяемым лицам неправомерными решениями и действиями (бездействием);

2) не нарушать установленный режим работы проверяемого лица в период проведения выездной таможенной проверки;

3) использовать исключительно в таможенных целях любую информацию, полученную при проведении таможенных проверок;

4) не разглашать конфиденциальные сведения и сведения, составляющие налоговую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, ставшие известными при проведении таможенных проверок;

5) предоставлять по требованию проверяемого лица необходимую информацию о положениях законодательства государств-членов таможенного союза, касающихся порядка проведения выездных таможенных проверок;

6) обеспечивать сохранность документов, полученных и составленных при проведении таможенных проверок, не разглашать их содержание без согласия проверяемого лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательно;

7) информировать проверяемое лицо о его правах и обязанностях при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, в том числе при назначении и проведении экспертизы (исследования), при взятии проб и образцов товаров;

8) исполнять иные обязанности, предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза.

Права и обязанности проверяемого лица

Проверяемое лицо при проведении таможенной проверки вправе:

1) запрашивать у таможенных органов и получать от них информацию о положениях законодательства государств-членов таможенного союза, касающихся порядка проведения таможенных проверок;

2) представлять все имеющиеся в его распоряжении документы и сведения, подтверждающие факт выпуска товаров, а также соблюдение таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств-членов таможенного союза;

3) обжаловать решения и действия (бездействие) таможенных органов в порядке, установленном законодательством государств-членов таможенного союза;

4) пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством таможенного союза и законодательством государства-члена таможенного союза.

При этом проверяемое лицо обязано:

1) предъявлять товары, в отношении которых проводится таможенная проверка;

2) представлять по требованию таможенного органа в установленные сроки сведения и документы независимо от того, на каком носителе информации они находятся, с приложением на бумажном носителе;

3) обеспечить беспрепятственный доступ должностных лиц, проводящих выездную таможенную проверку, на объекты проверяемого лица и предоставить им рабочее место;

4) сделать отметку о получении на оригинале решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки);

5) в случае, если необходимая для целей таможенной проверки документация составлена на ином языке, чем государственный язык государства-члена таможенного союза, представить проверяющим должностным лицам таможенного органа перевод указанной документации;

6) определить круг лиц, ответственных за предоставление информации проверяющим должностным лицам таможенного органа, не позднее 2 (двух) календарных дней со дня предъявления решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки);

7) исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза.

Взаимная административная помощь таможенных органов

Таможенные органы осуществляют обмен информацией в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства ТС и государств — его членов, в том числе в части таможенного контроля в отношении товаров, перевозимых под таможенным контролем, и транспортных средств международной перевозки, временно ввозимых на таможенную территорию Союза, а также подтверждения вывоза товаров с указанной таможенной территории.

Обмен информацией между таможенными органами производится в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза, в том числе с использованием информационных систем и информационных технологий.

Решения таможенных органов, принятые при совершении таможенных операций взаимно признаются таможенными органами всех государств-членов таможенного союза и имеют равную юридическую силу на таможенной территории в случаях, определенных таможенным законодательством таможенного союза.

В целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза, а также предупреждения и пресечения его нарушений таможенный орган одного из государств-участников ТС вправе поручить органу другого государства проведение отдельных форм таможенного контроля.

Основания, форма, порядок направления и исполнения поручения о проведении отдельных форм таможенного контроля определяются международным договором между государствами.

Наложения ареста на товары, изъятия товаров и документов

Основаниями для наложения ареста на товары являются:

1) обнаружение товаров без специальных марок, идентификационных знаков или обозначений, если обязательное требование об идентификации данного вида товаров содержится в законодательстве Таможенного союза или Российской Федерации, либо товаров с идентификационными знаками, имеющими признаки поддельных;

2) отсутствие в коммерческих документах проверяемого лица сведений, подтверждающих факты таможенного декларирования и (или) выпуска товаров, если в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством Российской Федерации указание таких сведений в коммерческих документах при обороте товаров на территории Российской Федерации является обязательным,

3) обнаружение недостоверности таких сведений либо отсутствия коммерческих документов, в которых такие сведения должны быть указаны, если наличие таких документов в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством Российской Федерации является обязательным;

4) обнаружение признаков, которые могут свидетельствовать о том, что проверяемые товары могут являться условно выпущенными и используются в нарушение ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами или в нарушение целей, соответствующих условиям предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов;

5) обнаружение признаков, которые могут свидетельствовать о том, что в отношении проверяемых товаров не соблюдены условия и (или) порядок предоставления льгот по уплате таможенных пошлин, налогов;

5) обнаружение признаков, которые могут свидетельствовать о том, что проверяемые товары используются в нарушение условий и требований таможенной процедуры.

Товары, на которые наложен арест, передаются на хранение их владельцу либо иному лицу, обладающему полномочиями в отношении таких товаров. Пользование товарами, на которые наложен арест, может быть разрешено начальником (заместителем начальника) таможенного органа, проводящего выездную таможенную проверку, либо уполномоченным им должностным лицом таможенного органа по заявлению лица, обладающего полномочиями в отношении таких товаров. Передача товаров, на которые наложен арест, другим лицам, их отчуждение либо распоряжение ими иным способом не допускаются.

При обнаружении признаков того, что проверяемые товары запрещены к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или обороту на территории Российской Федерации, а также при наличии достаточных оснований полагать, что арест товаров не является достаточной мерой для обеспечения их сохранности, таможенные органы производят изъятие товаров. Изъятые товары размещаются на складах временного хранения в соответствии со статьей 202 или в других местах по правилам, установленным частью 4 статьи 189 Федерального закона.

В случаях, если для проведения таможенной проверки недостаточно копий документов проверяемого лица и у таможенных органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо таможенного органа вправе изъять подлинники документов. При изъятии составляется соответствующий акт в двух экземплярах. Второй экземпляр с приложением копий изъятых документов вручается лицу, у которого те были изъяты. На копии указывается номер и дата акта об изъятии и проставляется подпись должностного лица таможенного органа, производившего его изъятие.

Изъятие товаров, документов и наложение ареста на товары производятся на основании мотивированного постановления должностного лица таможенного органа, проводящего выездную таможенную проверку, в присутствии проверяемого лица, у которого обнаружены такие товары, документы, либо его представителя, а также в присутствии не менее двух понятых.

Все изымаемые товары, документы или товары, на которые налагается арест, предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в процедуре, и в случае необходимости упаковываются, опечатываются или пломбируются. Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью проверяемого лица (его представителя). В случае отказа проверяемого лица (его представителя) скрепить печатью или подписью изымаемые документы в акте об изъятии документов делается специальная отметка об этом. Об изъятии товаров, документов, о наложении ареста на товары составляется акт, в котором либо прилагаемых к нему описях изъятые товары, документы или товары подробно описываются с указанием наименования, количества и индивидуальных признаков. Указанный акт подписывается должностным лицом таможенного органа, производившим изъятие или арест, лицом, у которого обнаружены изымаемые товары, документы или товары, на которые наложен арест, либо его представителем, а также понятыми. Копия акта вручается лицу, у которого обнаружены товары, документы, либо его представителю. Возврат изъятых товаров, документов и снятие наложенного ареста производятся не позднее дня окончания выездной таможенной проверки, за исключением случаев, когда товары подлежат задержанию в соответствии со статьей 189 федерального закона либо когда товары и документы подлежат изъятию или аресту в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, уголовно-процессуальным законодательством РФ или в соответствии со статьей 168 Федерального закона.

Возврат изъятых товаров, документов и снятие наложенного ареста производятся на основании постановления должностного лица таможенного органа, проводящего выездную таможенную проверку, которое составляется в двух экземплярах. Второй экземпляр указанного документа вручается лицу, у которого обнаружены товары, документы, либо его представителю. Изъятые товары подлежат возврату лицу, у которого они были изъяты.

При возврате изъятых товаров составляется акт в трех экземплярах, который подписывается должностным лицом таможенного органа, лицом, которому возвращаются изъятые товары, либо его представителем, а также лицом, осуществлявшим хранение изъятых товаров, либо его представителем. Второй экземпляр указанного акта вручается лицу, которому возвращены изъятые товары, либо его представителю, третий экземпляр лицу, осуществлявшему хранение изъятых товаров, либо его представителю.

Изъятые документы подлежат возврату проверяемому лицу либо его представителю. При возврате изъятых документов составляется акт в двух экземплярах, который подписывается должностным лицом таможенного органа и проверяемым лицом либо представителем проверяемого лица. Второй экземпляр указанного акта вручается проверяемому лицу либо его представителю.

Хранение изъятых товаров осуществляется за счет лица, у которого товары были изъяты. Если в ходе проведения таможенной проверки нарушение таможенного законодательства не обнаружено, издержки, связанные с таким хранением, относятся к расходным обязательствам федерального бюджета. Порядок возмещения указанных средств из федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации.

Сведения обо всех фактах наложения ареста на товары, изъятия товаров и документов указываются в акте, отражающем результаты проведения выездной таможенной проверки. В случаях, когда изъятые товары или товары, на которые наложен арест, задерживаются в соответствии со статьей 189 Федерального закона либо товары или документы изымаются или арестовываются в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации или в соответствии со статьей 168 Федерального закона, товары и документы не возвращаются, изъятие либо арест считаются снятыми, а в акте выездной таможенной проверки указывается номер документа, на основании которого товары, документы задержаны, изъяты или арестованы.

Не востребованные в течение двух месяцев со дня окончания выездной таможенной проверки изъятые товары обращаются в федеральную собственность на основании решения суда (арбитражного суда) в соответствии с главой 21 Федерального закона.

Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля

Таможенная экспертиза назначается в случаях, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные познания. Экспертиза назначается таможенными органами и проводится таможенными экспертами, а также экспертами иных уполномоченных организаций.

В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями для дачи заключения. Эксперт, не являющийся должностным лицом таможенных органов, привлекается для проведения таможенной экспертизы в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.

Таможенная экспертиза назначается в отношении товаров, в том числе транспортных средств, таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, необходимых для совершения таможенных операций, и средств их идентификации. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа принимает в письменной форме решение о назначении таможенной экспертизы, в котором указываются основания для ее проведения, фамилия, имя и отчество таможенного эксперта или наименование организации либо таможенного органа, в котором должна быть проведена таможенная экспертиза, вопросы, поставленные перед таможенным экспертом (экспертом), перечень материалов и документов, предоставляемых в распоряжение таможенного эксперта (эксперта), срок проведения таможенной экспертизы и представления заключения таможенного эксперта (эксперта) в таможенный орган.

В решении также указывается о предупреждении таможенного эксперта (эксперта) об ответственности задачу заведомо ложного заключения таможенного эксперта (эксперта) .

В проведении таможенной экспертизы может быть отказано в следующих случаях:

1) недостаточности информации для проведения таможенной экспертизы;

2) ненадлежащего оформления решения о назначении таможенной экспертизы;

3) несоответствия сохранности упаковки проб или образцов описанию, указанному в решении о назначении таможенной экспертизы;

4) отсутствия необходимой материально-технической базы, специальных условий для проведения таможенной экспертизы;

5) в иных случаях, установленных законодательством государств-членов таможенного союза.

Отказ в проведении таможенной экспертизы оформляется в письменном виде с указанием причин отказа. Представленные материалы, документы, пробы и образцы возвращаются таможенному органу, назначившему таможенную экспертизу.__ Таможенный орган не позднее дня, следующего заднем принятия решения о назначении таможенной экспертизы, письменно уведомляет декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, о назначении таможенной экспертизы.

Расходы на проведение таможенной экспертизы возмещаются за счет бюджета государства-члена таможенного союза, таможенным органом которого назначена таможенная экспертиза.

Срок проведения таможенной экспертизы

Срок проведения таможенной экспертизы не может превышать двадцати рабочих дней со дня принятия таможенным экспертом (экспертом) материалов к производству, если менее продолжительный срок не установлен законодательством государств-членов таможенного союза.

Срок проведения таможенной экспертизы, предусмотренный пунктом 2 статьи 139 Таможенного кодекса Таможенного союза, согласно статьи 172 федерального закона, может продлеваться с письменного разрешения начальника (заместителя начальника) таможенного органа, проводящего таможенную экспертизу, с указанием причин такого продления на срок, необходимый для проведения экспертизы. В случае проведения таможенной экспертизы в иной уполномоченной организации срок процедуры может продлеваться с письменного разрешения ее руководителя по согласованию с таможенным органом, назначившим таможенную экспертизу. Исключение составляют случаи, когда выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы. В этом случае процедура должна быть проведена в сроки, не превышающие срока выпуска товаров с учетом продления указанного срока, в соответствии с пунктом 4 статьи 196 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Срок приостанавливается:

— в случае наличия ходатайства таможенного эксперта (эксперта) перед таможенным органом, назначившим таможенную экспертизу, о предоставлении ему дополнительных материалов, а также проб и образцов;

— несоответствия представленных объектов их перечню, указанному в решении о назначении таможенной экспертизы, но не более чем на 10 рабочих дней. Порядок приостановления сроков проведения таможенной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (п. 5 ст. 172 ФЗ_311);

— в иных случаях, установленных законодательством государств-членов таможенного союза.

По результатам таможенной экспертизы выдается заключение таможенного эксперта (эксперта). При назначении и проведении таможенной экспертизы декларант, иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе:

1) заявлять ходатайства о постановке дополнительных вопросов таможенному эксперту (эксперту) для получения по ним заключения;

2) знакомиться с заключением таможенного эксперта (эксперта) и получать копию такого заключения в таможенном органе, назначившем таможенную экспертизу;

3) присутствовать при отборе проб или образцов таможенными органами для проведения таможенной экспертизы;

4) ходатайствовать о проведении дополнительной или повторной таможенной экспертизы.

В случае удовлетворения ходатайства декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или их представителя должностное лицо таможенного органа, назначившее экспертизу, выносит соответствующее решение.

При отказе в удовлетворении ходатайства должностное лицо таможенного органа должно в письменной форме мотивированно сообщить об этом лицу, подавшему ходатайство.

В заключении таможенного эксперта (эксперта) указываются :

1) место, дата и время начала и завершения проведения таможенной экспертизы;

2) основание для проведения таможенной экспертизы;

3) фамилия, имя и отчество таможенного эксперта (эксперта), проводившего таможенную экспертизу и его квалификация ;

4) отметка, удостоверенная подписью таможенного эксперта (эксперта), о том, что он предупрежден об административной или уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения таможенного эксперта (эксперта) при проведении таможенной экспертизы;

5) вопросы, поставленные перед таможенным экспертом (экспертом);

6) перечень документов, материалов, проб и образцов, представленных таможенному эксперту (эксперту) для проведения таможенной экспертизы;

7) содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, использованных приборов и оборудования, оценка результатов исследований, выводы по поставленным вопросам и их обоснование. Материалы и документы, иллюстрирующие заключение таможенного эксперта (эксперта) или нескольких экспертов, прилагаются к такому заключению и служат его составной частью. Если таможенная экспертиза проводилась при участии нескольких экспертов, заключение таможенного эксперта (эксперта) подписывается всеми экспертами и заверяется печатью организации, проводившей таможенную экспертизу, если такая организация должна иметь печать в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.

Выводы в заключении таможенного эксперта (эксперта) излагаются в виде ответов на поставленные вопросы, при этом последовательность ответов должна соответствовать последовательности поставленных вопросов. Заключение таможенного эксперта (эксперта) оформляется в письменной форме в двух экземплярах, один экземпляр остается в организации, проводившей таможенную экспертизу, второй экземпляр направляется таможенному органу, назначившему таможенную экспертизу. В целях таможенного контроля проводятся следующие виды таможенной экспертизы: идентификационная, товароведческая, материаловедческая, технологическая, криминалистическая и иные экспертизы, в производстве которых возникает необходимость. В зависимости от числа привлекаемых таможенных экспертов (экспертов) назначается единоличная, комиссионная или комплексная таможенная экспертиза.

Каждый таможенный эксперт подписывает ту часть заключения таможенного эксперта, по которой проводил таможенную экспертизу.

Таможенная экспертиза подразделяется на первичную, дополнительную и повторную. Первичная таможенная экспертиза — таможенная экспертиза, проводимая по обращению таможенного органа для изучения объектов, проб и образцов.__ Дополнительная таможенная экспертиза назначается по вновь открывшимся обстоятельствам.

Повторная таможенная экспертиза проводится в случаях несогласия декларанта, а также таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу, с заключением таможенного эксперта (эксперта) по результатам первичной и (или) дополнительной таможенных экспертиз. Повторная таможенная экспертиза поручается комиссии, состоящей из двух и более таможенных экспертов (экспертов), за исключением тех экспертов, которые проводили первичную и (или) дополнительную таможенные экспертизы. Последние могут присутствовать при проведении повторной таможенной экспертизы и давать пояснения комиссии, однако в исследовании и составлении заключения они не участвуют. Порядок проведения повторной таможенной экспертизы на таможенной территории определяется решением Комиссии таможенного союза.

При проведении дополнительной и повторной таможенных экспертиз таможенному эксперту (эксперту) в обязательном порядке представляются результаты первичной таможенной экспертизы.

Пробы и образцы товаров

Пробы и образцы товаров для проведения таможенной экспертизы обираются должностными лицами в порядке, установленном законодательством государств-членов таможенного союза. При необходимости использования специальных познаний и применения технических средств отбор проб и образцов товаров может проводиться с участием таможенного эксперта.

Пробы и образцы отбираются в минимальных количествах, обеспечивающих возможность их исследования. Об отборе проб и образцов товаров составляется акт в двух экземплярах по форме, установленной решением Комиссии таможенного союза. Второй экземпляр акта подлежит вручению (направлению) декларанту, иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, или их представителям, если они установлены.

Декларант, иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, или их представители принимают участие при отборе проб и образцов товаров должностными лицами таможенных органов. Указанные лица обязаны оказывать содействие должностным лицам, в том числе осуществлять за свой счет необходимые грузовые и иные операции.

Пробы и образцы товаров могут отбираться таможенными органами в отсутствие декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 116 Кодекса в присутствии двух понятых. Таможенный орган не возмещает расходы, возникшие у декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, в результате отбора проб и образцов товаров. По окончании таможенной экспертизы пробы и образцы товаров возвращаются за исключением случаев, когда такие пробы и образцы подлежат уничтожению или утилизации в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.

Задержание товаров и документов

При проведении таможенного контроля в случаях, установленных статьями 152, 170, 185, 192, 208, 231, 234, 305 и 354 Кодекса, должностные лица таможенных органов задерживают товары и документы на них, которые не являются предметами административных правонарушений или преступлений.

В случае задержания товаров и документов на них таможенным органом составляется протокол по форме, установленной решением Комиссии таможенного союза. Задержанные товары и документы на них изымаются и хранятся таможенными органами в течение сроков, установленных Кодексом, на складах временного хранения или в иных местах, определенных таможенным органом. При задержании товаров в соответствии с пунктом 3 статьи 145 расходы по хранению задержанных товаров возмещаются лицами, указанными в статье 147 Кодекса, которым фактически возвращаются товары. Расходы по хранению задержанных товаров, не востребованных такими лицами в сроки, предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 146 Кодекса, возмещаются за счет сумм, полученных от реализации указанных товаров, с учетом положений пункта 1 статьи 149 Кодекса.

Порядок возмещения расходов по хранению задержанных товаров определяется законодательством государства-члена таможенного союза, таможенным органом которого задержаны товары. Задержанные товары и документы на них, за исключением товаров, указанных в пункте 2 статьи 146, хранятся таможенными органами в течение одного месяца, а скоропортящиеся продукты — в течение 24 часов. Товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию таможенного союза или вывозу за пределы такой территории, и документы на них хранятся таможенными органами в течение трех суток со дня их задержания.

Возврат задержанных товаров и документов на них

Возврат задержанных товаров и документов на них производится декларантам, а если декларирование товаров не производилось — собственникам товаров, а в случаях, если собственник является иностранным лицом либо сведения о собственнике товаров у таможенного органа отсутствуют, — лицам, во владении которых товары находились на момент задержания, с учетом особенностей, установленных в статье 147.

Товары, запрещенные к перемещению через таможенную границу, и документы на них, задержанные при ввозе на таможенную территорию таможенного союза, возвращаются любому из лиц, указанных в пункте 1 статьи 147, обратившемуся первым в таможенный орган за возвратом таких товаров для обратного вывоза за пределы этой территории.

Такие товары возвращаются декларанту или иным лицам для использования на таможенной территории ТС, если владение этими товарами допускается национальным законодательством того государства, таможенным органом которого задержаны товары.

Товары возвращаются декларанту или иным лицам для обратного вывоза за пределы этой территории либо для использования на таможенной территории таможенного союза при условии представления таможенному органу документального подтверждения соблюдения установленного ограничения и помещения товаров под таможенную процедуру в соответствии с Кодексом.

В иных случаях, не указанных в пунктах 2 — 4 статьи 147, задержанные товары возвращаются после их помещения под одну из таможенных процедур лицам, поместившим их под эту таможенную процедуру, либо их представителям. При необходимости помещения товаров под таможенную процедуру по запросу лица, которое правомочно совершать таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, документы, задержанные вместе с товаром, возвращаются таможенным органом такому лицу до выпуска товаров.

Товары, задержанные таможенными органами и невостребованные лицами, указанными в статье 147 Кодекса, в сроки, предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 146 Кодекса, подлежат реализации, а в случаях, установленных пунктом 3 статьи 148, _ уничтожению или иному использованию в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, таможенным органом которого задержаны эти товары.

Реализация, уничтожение или иное использование товаров, указанных в пункте 1 статьи 148, осуществляются в порядке, установленном законодательством того государства, таможенным органом которого задержаны товары, с учетом особенностей, определенных Таможенным кодексом.

Товары, расходы по хранению и реализации которых превышают их стоимость, а также в других случаях, предусмотренных национальным законодательством подлежат уничтожению, если иное законодательно не установлено. Уничтожение, а также возмещение расходов, связанных с хранением и транспортировкой таких товаров, осуществляются за счет декларанта или иного лица, а при отсутствии указанных лиц — за счет средств государственного бюджета той страны, таможенным органом которой задержаны товары, если иное не предусмотрено в отношении отдельных категорий товаров.

Из сумм, полученных от реализации товаров, указанных в пункте 1 статьи 148 Кодекса, удерживаются в первую очередь суммы в размере таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении задержанных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, исчисленным на день задержания этих товаров, во вторую очередь — расходы по транспортировке, хранению товаров и иные расходы, связанные с реализацией этих товаров.

Суммы, полученные от реализации товаров, исчисленные с учетом удержаний, предусмотренных пунктом 1 статьи 149, возвращаются декларантам, а если декларирование товаров не производилось — собственникам товаров, при наличии сведений о них у таможенного органа и при условии, что эти лица обратятся в таможенные органы в течение трех месяцев со дня, следующего за днем поступления денежных средств от их реализации, в порядке, установленном законодательством государства-члена таможенного союза, таможенным органом которого задержаны товары.

Таможенные органы уведомляют лиц, указанных в части первой пункта 2 статьи 149, о наличии подлежащих возврату сумм, полученных от реализации товаров. Согласно статьи 171 федерального закона результаты проведения таможенного контроля могут быть допущены в качестве доказательств по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях и подлежат оценке судом, арбитражным судом или должностным лицом при рассмотрении указанных дел, жалоб на решение, действие (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц либо дел по экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, наряду с другими доказательствами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации или законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.