Урегулировать Евразийское пространство

В начале года в Москве состоялся Гайдаровский Форум — 2012 «Россия и мир: 2012-2020». Основной темой для обсуждения в этом году стал анализ результатов работы экспертных групп по обновлению «Стратегии социально-экономического развития РФ до 2020 года». А какое же может быть социально-экономическое развитие без реформы технического регулирования? Вот и здесь специалисты собрали круглый стол, посвященный этой важной теме. Сегодня мы вам расскажем, о чем беседовали его участники.

Гайдаровский форум — крупное международное событие, которое традиционно проводится Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Институтом экономической политики им. Е.Т. Гайдара и Фондом Егора Гайдара. На мероприятие съехались более двухсот участников и несколько тысяч гостей из многих регионов России и зарубежья. В ходе Форума его участники обсуждали проблемы новой модели экономического роста и макроэкономики будущего, предпринимательского климата и регионального развития, новой социальной политики и человеческого капитала, технологий настоящего и будущего.

В рамках крупного Гайдаровского Форума состоялся и крайне важный для всей системы технического регулирования круглый стол «Техническое регулирование в евразийском пространстве», ведущими которого выступили заместитель министра промышленности Российской Федерации В. Саламатов и С. Календжян, декан «Высшей школы корпоративного управления» Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.

Несмотря на немногочисленный состав участников круглого стола, мероприятие стало заметным событием в общей системе реформирования технического регулирования, ведь своим опытом и замечаниями по самым актуальным вопросам с коллегами поделились заместитель руководителя Федерального агентства «Росстандарт» А. Зажигалкин, заместитель Председателя межотраслевого совета Комитета по техническому регулированию РСПП В. Блинов, президент Ассоциации РАТЭК А. Онищук и другие.

Теперь у нас всё общее

Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации В. Саламатов в своем выступление на круглом столе говорил об интеграционных процессах в области технического регулирования на пространстве от Владивостока до Лиссабона.

Как известно, с 1 января 2012 года страны-участницы Таможенного союза живут в Едином экономическом пространстве. Руководит процессами на этом пространстве наднациональный орган власти — Евразийская экономическая комиссия. В области технического регулирования и стандартизации функции и полномочия между Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) и ответственными органами власти Республик Беларусь, Казахстан и Российской Федерации четко распределены.

За ЕЭК закреплены координация действий в области технического регулирования; принятие технических регламентов, утверждение документов объяснительного, разъяснительного и рекомендательного характера.

Национальные правительства, согласовывая принимаемые решения между собой, отвечают за утверждение стандартов, обеспечение единства измерений, аккредитацию, организацию системы подтверждения соответствия, государственный контроль (надзор) и установление ответственности в области технического регулирования. Познакомив своих слушателей с функциями и полномочиями руководящих органов, г-н Саламатов рассказал участникам круглого стола о едином знаке обращения продукции на рынке Таможенного союза.

Интеграционные процессы, так крепко связавшие предпринимателей и потребителей трех стран, привели членов Комиссии Таможенного союза к решению о разработке единого знака обращения продукции на всем Едином экономическом пространстве. Знак Евразийского соответствия (Eurasian conformity) — EAC был утвержден Решением комиссии Таможенного союза № 711 от 15 июля 2011 года. Таким знаком маркируется продукция, соответствующая требованиям технических регламентов Таможенного союза. Стратегической целью введения знака Евразийского соответствия является достижение его соотносимости со знаком Европейского соответствия (СЕ).

Особое внимание в своем выступлении спикер уделил особенностям и продолжительности переходного периода от национального к единому техническому регулированию. Согласно его расчетам общая продолжительность переходного периода составляет около двух лет, полгода из которых необходимы для вступления технического регламента Таможенного союза в силу после принятия его Комиссией ТС, а еще полтора года должно пройти прежде, чем прекратится действие документов о подтверждении соответствия по национальному законодательству. Соблюдение подобных сроков поможет уменьшить нагрузку на производителя, связанную с переходом на новую систему технического регулирования.

Технические регламенты Таможенного союза имеют многоцелевое назначение и предназначены не только для членов Таможенного союза, но и для других стран ЕврАзЭС и СНГ. Правовыми основаниями для применения технических регламентов Таможенного союза государствами-участниками СНГ, не входящими в Таможенный союз, являются наличие в технических регламентах Таможенного союза норм прямого действия и использование межгосударственных стандартов ГОСТ, гармонизированных с международными стандартами (ISO/IEC) для целей подтверждения соответствия.

В основе технических регламентов лежат стандарты ГОСТ. При этом за оценку (подтверждение) соответствия техническим регламентам ТС отвечают региональные документы в области стандартизации СНГ — межгосударственные стандарты и межгосударственные своды правил.

Техническое регулирование на самом высоком уровне

Заместитель председателя Межотраслевого Совета по техническому регулированию в строительстве при Комитете РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия В. Блинов в своем выступлении рассказывал об особенностях функционирования своего комитета.

В реформе технического регулирования роль соответствующего Комитета РСПП переоценить сложно.

Сотрудники Комитета принимают активное участие в реформе на всех этапах работы над техническим регламентом — и на стадии его разработки, и на стадии формирования доказательной базы регламента: стандартов и сводов правил, и на этапе внедрения технического регламента.

На стадии разработки документа в сферу ответственности Комитета входит проведение экспертизы проекта, для этого в штате подразделения трудятся более двух тысяч экспертов, а также разработка новых проектов, формирование и доведение общего мнения промышленности до авторов проекта и органов власти.

На этапе формирования доказательной базы посредством создания межотраслевых советов по стандартизации происходит реорганизация работы ТК по стандартизации (совместно с Росстандартом и привлечением широкого круга представителей промышленности). Кроме того, благодаря работе Комитета активизируется участие в деятельности ИСО и МЭК представителей российской промышленности. Когда технический регламент разработан с учетом всех мнений, доказательная база сформирована, наступает самый ответственный этап — внедрение документа в практическую плоскость, чтобы он начал работать.

На этом этапе Комитет РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия активно взаимодействует с министерствами и ведомствами по отработке механизма принятия технических регламентов; разъясняет механизм действия регламентов посредством регулярного проведения региональных конференций и обеспечивает по мере возможности обратную связь представителей промышленности с министерствами и ведомствами, ответственными за применение регламентов.

Г-н Блинов в своем выступлении напомнил о существовании двух форм подтверждения соответствия: обязательная сертификация и декларация изготовителя.

Обе эти формы устанавливаются в технических регламентах Таможенного союза и осуществляются органами по сертификации и испытательными лабораториями, включенными в перечень Таможенного союза. При несоблюдении требований технического регламента госнадзор и санкции должны быть предусмотрены в законодательстве страны-члена ТС.

Для более эффективной работы по реформированию системы технического регулирования Министерство промышленности и торговли Российской Федерации выделяет в рамках Экспертного совета по техническому регулированию и стандартизации рабочие группы, осуществляющие поддержку Техническим комитетам.

На межнациональном уровне, в свою очередь, для участия в разработке, экспертизе и утверждении регламентов создан свой экспертный совет.

Решение о его создании было принято при подписании Соглашения о сотрудничестве и учреждении бизнес-диалога 15 декабря 2010 года между Российским союзом промышленников и предпринимателей, Конфедерацией промышленников и предпринимателей Республики Беларусь и Национальной экономической палатой Казахстана.

В рамках этого соглашения указанные объединения договорились участвовать в реализации договоренностей в сфере производства и взаимных инвестиций, содействовать созданию и укреплению контактов и партнерских связей между деловыми кругами трех стран, стремиться к согласованной выработке единой позиции по актуальным проблемам торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества.

В рамках формирования межнационального законодательства представители государств-членов Таможенного союза договорились обмениваться информацией о действующих внутренних законодательных и иных нормативных актах, регулирующих международное торгово-экономическое, научно-техническое и промышленное сотрудничество, а также осуществлять мониторинг таких актов и направлять в правительства согласованные предложения для создания конкурентной деловой среды в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства.

В. Блинов на основе своего практического опыта предлагает целый список задач и условий перехода к системе технического регулирования Таможенного союза. В частности, он считает, что нужно усовершенствовать нормативно-правовую базу, методы и схемы оценки соответствия с целью исключения дублирования и методологии межгосударственной и национальной стандартизации в целом. К тому же нужно обратить внимание на распределение однородной продукции между регламентами Таможенного союза, проводить уточнения по результатам внедрения уже принятых нормативных актов и пересматривать документы по стандартизации МГС — доказательной базы выполнения регламентов ТС, проводя их гармонизацию с европейскими и международными. Выполнив все эти задачи и приняв во внимание все особенности, можно будет рассчитывать на успешную реализацию реформы технического регулирования и эффективную работу всех участников в этой сфере.

Инновационный уровень экономики в единстве измерений

Реформа технического регулирования своей главной целью ставит реализацию модернизации экономики и переход ее на новый инновационный уровень. В качестве необходимого условия модернизации экономики некоторые специалисты рассматривают опережающее развитие эталонной базы и измерительных возможностей страны. Именно этому вопросу посвятил свое выступление на круглом столе заместитель директора Департамента государственной политики в области технического регулирования и обеспечения единства измерений Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Н. Новиков.

Единство измерений законодательно закреплено в Федеральном законе № 102-ФЗ от 26 июня 2008 года «Об обеспечении единства измерений», разработанном Минпромторгом России.

Претворение в жизнь положений данного закона предусмотрено планом разработки нормативных правовых актов по реализации Закона (приказ Минпромторга России от 19 февраля 2009 года № 73) и межведомственным планом работы по реализации положений Закона (приказ Минпромторга России от 27 февраля 2009 года № 92).

Структура российской системы измерений включает в себя большое количество элементов, основными среди которых являются Минпромторг России и Росстандарт.

При распределении обязанностей в области формирования единства измерений за Министерством закреплены функции по выработке государственной политики в данной сфере и осуществлению нормативно-правового регулирования и координации деятельности. Росстандарт России, в свою очередь, реализует государственную политику, оказывает государственные услуги и управляет государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, осуществляет государственный метрологический надзор, а также является национальным органом по стандартизации.

Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» от 2008 года содержит целый ряд принципиальных положений, к основным из которых относятся: разграничение правоустанавливающих и правоприменительных функций деятельности по обеспечению единства измерений; четкая регламентация порядка государственного регулирования деятельности по обеспечению единства измерений и строгое отграничение сферы государственного регулирования в данной области.

Основными направлениями государственной политики в области обеспечения единства измерений являются: формирование организационных основ метрологической деятельности, соответствующих действующей системе государственных органов управления и механизму управления экономикой; совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере государственного и добровольного регулирования; совершенствование государственных эталонов и развитие технической базы измерений для предприятий и организаций всех секторов экономики и форм собственности.

Г-н Новиков рассказал участникам встречи о том, что рабочими средствами ежедневно выполняются десятки миллионов измерений, функционирует более 1500 аккредитованных метрологических служб и 84 государственных региональных центра метрологии.

После приведенных цифр ни у кого не должно было остаться сомнений в актуальности вопросов формирования единства измерений.

Отдельную часть своего выступления Н. Новиков посвятил вопросу создания и функционирования метрологических служб. В соответствии с Законом «Об обеспечении единства измерений», определение метрологической службы звучит как «организующее и (или) выполняющее работы по обеспечению единства измерений и (или) оказывающее услуги по обеспечению единства измерений структурное подразделение центрального аппарата федерального органа исполнительной власти и (или) его территориального органа, юридическое лицо или структурное подразделение юридического лица либо объединения юридических лиц, работники юридического лица, индивидуальный предприниматель».

Метрологические службы в установленном порядке создаются федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции, к таким органам относятся Минэнерго России, Минпромторг России, Минприроды России и другие. Минпромторг России координирует выработку государственной политики в отношении создания метрологических служб, а возникающие проблемы обсуждаются на Совете по обеспечению единства измерений. Права и обязанности метрологических служб, порядок организации и координации их деятельности определяются положениями о метрологических службах.

Возможны различные варианты структур метрологических служб федеральных органов исполнительной власти. Органом управления в структуре является федеральный орган исполнительной власти. Кроме него может существовать совещательный орган — Совет специалистов (главных метрологов). Также может функционировать головная метрологическая организация, назначенная по конкурсу и реализующая задачи федерального органа исполнительной власти. При этом обязательным структурным элементом системы все равно были и остаются организации-участники — метрологические службы предприятий отрасли, деятельность которых координируется с головной метрологической организацией или с совещательным органом и целиком подчиняется федеральному органу исполнительной власти.

В основе международного сотрудничества в области обеспечения единства измерений лежит Метрическая конвенция, подписанная в 1875 году. В соответствии с нормами этой конвенции в международную систему обеспечения единства измерений входит Генеральная конференция по мерам и весам (ГКМВ), Международный комитет мер и весов (МКМВ), консультативные комитеты, национальные метрологические институты и Международное бюро мер и весов.

В ГКМВ входят представители 17 стран, подписавших Конвенцию в 1875 году (в их числе — Россия), а также еще более 80 стран, присоединившихся к Конвенции позже. МКМВ состоит из 18 человек, избираемых на Генеральной конференции, в задачи Международного комитета входит курирование Международного бюро мер и весов и выполнение поручений Генеральной конференции.

Консультативные комитеты ведут свою работу по конкретным видам измерений, каждый комитет возглавляется членом Международного комитета мер и весов. Состоят они из представителей национальных метрологических институтов и приглашенных экспертов.

Международное бюро мер и весов представляет собой международный метрологический центр, лаборатории и офисы в Севре, где числятся 70 человек, представляющих различные государства-члены Международной конференции.

В области обеспечения единства измерений отечественная национальная система взаимодействует с международными организациями по целому ряду направлений: стандарты гармонизированы с ИСО, законодательство в целом — с нормативно-правовой системой ВТО, компетентность аккредитованных лабораторий — с требованиями комитетов ILAC, прослеживаемость измерений соответствует разработкам Международного бюро мер и весов.

На национальном уровне нормативные основы деятельности в области обеспечения единства измерений содержатся в Конституции РФ, в отраслевом Федеральном законе, в технических регламентах, устанавливающих требования к техническим устройствам и средствам измерений; в нормативных правовых актах Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, а так- же в гармонизированных международных, национальных стандартах и стандартах организаций.

Обращаясь к вопросу о развитии технических основ обеспечения единства измерений, г-н Новиков определил следующие основные принципы этого развития: метрологическая экспертиза опасных и стратегических объектов; внедрение в метрологию современных информационных технологий; соответствие методов и средств измерений обязательным требованиям; развитие рынка измерительной техники и эталонов и приоритетное развитие эталонной базы.

Часть своего многоаспектного выступления Н. Новиков посвятил развитию системы обеспечения единства измерений ГЛОНАСС. В частности, выделил направления развития этой системы, среди которых основными являются: создание нового поколения стандартов времени и частоты, включая оптические и на основе фонтана атомов рубидия; развитие средств передачи шкал времени; создание нового поколения эталонов длины для обеспечения миллиметровых погрешностей измерений больших длин; создание отечественных абсолютных баллистических гравиметров; развитие системы ГЛОНАСС по направлениям системы синхронизации, антенно-фидерных устройств и другим.

Бизнес-ориентирование

Как становится ясно из анализа выступлений участников, в основном, свое видение реформы технического регулирования озвучивают представители власти. Но кроме них гостям круглого стола удалось послушать и представителя непосредственно бизнеса, то есть именно того человека, который на практике реализует заложенные законодателем требования.

Президент Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК А. Онищук в своем выступлении поделился взглядами бизнеса на итоги и перспективы разработки и принятия технических регламентов Таможенного союза.

В первую очередь, г-н Онищук напомнил, что Комиссия Таможенного союза, как следует из Договора о КТС, осуществляет свою деятельность на основе принципов открытости, гласности, объективности, а также экономической обоснованности принимаемых решений. Восстановив в памяти своих слушателей стадии реформы технического регулирования, спикер отметил, что на этапе реализации технических регламентов планы мероприятий должны быть подробными, реализуемыми (в т.ч. по срокам), разработанными в кооперации с деловым сообществом, и в случае, если регламенты пакетные — планы также должны быть пакетными.

Что касается разъяснений по применению регламента, то они должны:

1) иметь официальный статус;

2) быть приняты за 3-6 месяцев до вступления регламента в силу;

3) обсуждаться с деловым сообществом.

По мнения президента Ассоциации РАТЭК, при осуществлении обратной связи в обязательном порядке должна проводиться оценка регулирующего воздействия принятых мер технического регулирования. А для этого необходимо разработать механизм и критерии оценки и обязательно отражать результаты оценки в конкретных актах.

Аккредитация на испытания, подтверждение соответствия и инспекцию должна стать частью мирового процесса (в т.ч. необходимо добиться взаимного признания), при этом быть прозрачной, эффективной, основанной на реальных возможностях испытательной базы, считает г-н Онищук. Более того, аккредитация должна опираться на реальных экспертов, в том числе необходимо привлекать к этой работе иностранных специалистов.

В плане надзора при высокой ответственности самым эффективным является рыночный надзор. При таком варианте лаборатории смогут заработать на штрафах и добровольной сертификации. Для государства это самый эффективный, дешевый и независимый надзор.

Преимущества изготовителя очевидны: именно в таких условиях создается здоровая конкурентная среда, но самое главное, что рыночный надзор будет лучше всякого другого защищать потребителя, создавая безопасный рынок.

Широкий круг обсуждаемых проблем позволил дискуссии развернуться в эффективное конструктивное русло. Подобные встречи в рамках различных крупных мероприятий чрезвычайно благотворно влияют на формирование открытого сотрудничества заинтересованных сторон в рамках проведения масштабной реформы технического регулирования.

Татьяна СЕЛИВАНОВА