Революция технического регулирования

Техническое регулирование и стандартизация — общественный механизм, который обеспечивает безопасность жителей планеты. Не больше и не меньше. Техническое регулирование существует во всех странах и интеграционных объединениях, без этого механизма невозможно представить себе ни изготовление гвоздя, ни запуск ракеты. И в конце минувшего года Комиссией Таможенного союза был принят новый регламент — на электромагнитную совместимость технических средств. Что он нам несет? Ответ — в данной статье.

Техническое регулирование состоит из двух частей: установление государством обязательных технических требований к продукции и стандартизация, то есть обеспечение единообразия и совместимости продукции для ее оптимального использования.

В мировой практике стандартизация и добровольная сертификация рассматриваются властью и бизнесом как важнейший фактор инновационного развития и конкурентной борьбы за выход на глобальные рынки. При этом бизнес активно взаимодействует с государством в раз- работке национальных и международных стандартов, в создании авторитетных систем добровольной сертификации на базе ассоциаций, союзов, саморегулируемых организаций, других профессиональных объединений.

По существу дела стандартизация возникла после появления фабричного производства, которое построено на принципе разделения труда и на составлении конечного продукта из частей, изготавливаемых на разных этапах производства.

Немного истории

Распад СССР, образование новых независимых государств и интеграционных объединений между ними, технический прогресс — это те факторы, которые на территории всего постсоветского пространства заставляют заинтересованные структуры активно пересматривать свои документы и стандарты, формировать новую нормативную базу.

Образование Таможенного союза развернуло эту деятельность в сторону формирования общих технических регламентов и разработки единых стандартов на территории единого экономического пространства. Мы уже не раз писали о новых стандартах и регламентах, принятых Комиссией Таможенного союза, о терниях непонимания и необходимости договориться на пути к звездам законодательства, гармонизированного с европейским.

Любая масштабная, да и не только масштабная деятельность, всегда начинается с плана. Так и процесс разработки и принятия технических регламентов Таможенного союза был строго распланирован, а его элементы четко распределены. Но, как и почти в любой деятельности, выполнить план в точности, нигде не отклонившись от прописанных в соответствующих документах сроках, почти невозможно. Всегда возникают неожиданные обстоятельства, мешающие исполнению плана, который впоследствии приходится нагонять.

За прошедший 2011 год Комиссией Таможенного союза были обсуждены и приняты 24 технических регламента ТС из 47 первоочередных регламентов, включенных в График разработки технических регламентов ТС, утвержденный решением Комиссии ТС № 492 от 8 декабря 2010 года.

Последнее в прошедшем году заседание Комиссии, посвященное обсуждению и утверждению нормативно- технических документов, состоялось 9 декабря. Члены Комиссии заслушали информацию о ходе выполнения Плана действий по формированию Единого экономического пространства и приняли 10 технических регламентов ТС, в числе которых технический регламент 020/2011 «Электромагнитная безопасность технических средств».

Совместимость регламентирована

Технический регламент «Электромагнитная совместимость технических средств» разработан с целью установления единых обязательных для применения и исполнения требований к техническим средствам по электромагнитной совместимости.

Действие данного документа распространяется на выпускаемые в обращение на рынке государств-членов Таможенного союза технические средства, способные создавать электромагнитные помехи, и/или средства, качество функционирования которых зависит от воздействия внешних электромагнитных помех. В область применения этого технического регламента не входят технические средства, относящиеся к оборонной продукции, используемые изготовителями других технических средств в качестве их составных частей и не предназначенные для самостоятельного применения, а также пассивные в отношении электромагнитной совместимости.

В техническом регламенте установлены требования к техническим средствам по электромагнитной совместимости, а также административные положения, к которым относятся правила обращения на рынке и правила подтверждения соответствия технических средств требованиям данного документа.

Технический регламент «Электромагнитная совместимость технических средств» в своей основе имеет нормативно-правовые акты не только полноправных стран-участниц Таможенного союза, но и потенциальных —Кыргызской Республики и Республики Таджикистан. Подобное внимание, проявленное к опыту и других стран-участниц ЕврАзЭС, характерно для всех технических регламентов, которые обсуждались в конце прошлого года. В данном случае действует правило: «Три головы — хорошо, а пять — лучше!».

Разработчики документа гарантируют гармонизацию регламента с Директивой 2004/108/ЕС, что, несомненно, позволяет с оптимизмом говорить об облегчении процесса выхода отечественной продукции на мировые рынки. Однако некоторые аспекты требований по электромагнитной совместимости в техническом регламенте Таможенного союза изложены более детально. И в отличие от Директивы 2004/108/ЕС введены более жесткие процедуры подтверждения соответствия для технических средств.

Подтверждение соответствия, согласно принятому документу, может производиться либо путем проведения сертификации, принятия декларации о соответствии на основании проведения испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории и производственного контроля изготовителем, либо путем принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательств.

Технический регламент ТС «Электромагнитная совместимость технических средств» разработан в целях обеспечения на единой таможенной территории Таможенного союза защиты жизни и здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) технических средств (пункт 3 статьи 1ТР ТС). При этом под техническим средством документ понимает «любое электротехническое, электронное и радиоэлектронное изделие, а также любое изделие, содержащее электрические и (или) электронные составные части» (статья 2 ТР ТС).

Правила обращения на рынке технических средств ничем не отличаются от иной продукции, произведенной на территории Таможенного союза: товар должен быть проверен на соответствие требованиям технического регламента и только в случае соответствия — маркироваться единым знаком обращения на рынке государств-членов Таможенного союза. После этого продукция выпускается на рынок, в противном случае — ни единого знака, ни появления на рынке. Вот такой простой алгоритм.

Суть документа

Чтобы получить заветное разрешение для выпуска продукции на рынок, производителю нужно создать такое техническое средство, которое при выполнении всех требований к монтажу, эксплуатации, хранению, перевозке и техническому обслуживанию будет создавать электромагнитные помехи, не превышающие предельно допустимого уровня. То есть несмотря на помехи технические средства должны функционировать в соответствии с их назначением.

Кроме того выпускаемое средство должно поддерживать уровень устойчивости к электромагнитным помехам, обеспечивающий его функционирование в электромагнитной обстановке, для применения в которой оно предназначено.

Виды электронных помех, создаваемых техническим средством и (или) воздействующих на техническое средство, приведены в соответствующем приложении к техническому регламенту «Электромагнитная совместимость технических средств».

Соответствие технического средства техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований по электромагнитной совместимости непосредственно либо выполнением требований стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента.

Методы исследований и измерений технического средства устанавливаются в соответствующих стандартах. В их число попадают и правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции (статья 6 ТР ТС).

Подтверждение соответствия технического средства требованиям по электромагнитной совместимости ТР ТС осуществляется по схемам, установленным в соответствии с Положением о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия во всех технических регламентах Таможенного союза.

Приложение 3 к регламенту определяет перечень технических средств, подлежащих подтверждению соответствия в форме сертификации. К ним относятся: электрические аппараты и приборы бытового назначения; персональные компьютеры; технические средства, подключаемые к персональным компьютерам — принтеры, мониторы, сканеры и т.д.; электрифицированные инструменты (ручные и переносные электрические машины) и электромузыкальные инструменты.

Все остальные технические средства подлежат подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия. При этом выбор схемы декларирования осуществляется изготовителем или импортером.

Техническое средство, соответствующее всем требованиям по электромагнитной совместимости, должно быть выделено единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза, гласит статья 8 Технического регламента. Естественно, что такого знака удостаиваются только технические средства, соответствующие всем документам, действие которых на него распространяется. Другого варианта выпуска технического средства в обращение быть не может. Этому должны всецело способствовать государства-члены ТС, берущие на себя в соответствии с техническим регламентом обязательства по осуществлению всех необходимых мер для ограничения или запрета выпуска в обращение средств, не отвечающих требованиям, а также изъятия с рынка продукции, не подходящей по своим характеристикам под надлежащее техническое средство, исходя из норм технического регламента.

Если основная масса технических регламентов определяет перечни тех видов продукции, которые подлежат проверке на предмет их соответствия нормам техрегламента, то ТР «Электромагнитная совместимость технических средств» имеет настолько многообразный объект регулирования, что устанавливает в Приложение 1 виды технических средств, пассивных в отношении электромагнитной совместимости, то есть тех, на которые его действие не распространяется.

К таким средствам относятся: провода, шнуры, кабели и кабельные сборки; технические средства, содержащие только резистивную нагрузку (например, бытовые электрические обогреватели без термостатов и вентиляторов); электрические батареи и аккумуляторы и питаемое от них световое оборудование без активных электронных цепей; наушники и громкоговорители без функций усиления; лампы накаливания; кварцевые часы и некоторые другие средства.

Приложение 2 определяет виды электромагнитных помех, создаваемых техническим средством и (или) воздействующих на техническое средство, на которое распространяется технический регламент. К ним относятся: низкочастотные и высокочастотные кондуктивные и излучаемые электромагнитные помехи, а также электростатические разряды.

Регламенту нужны стандарты

Непосредственному выполнению требований технических регламентов способствуют соответствующие стандарты в данной области. Во второй половине 1990-х годов в России вводились в действие национальные стандарты во всех областях промышленности. Эти документы были разработаны в соответствии с международными требованиями, а создание и функционирование испытательной базы основывалось на применении этих новых гармонизированных с международными национальных стандартов.

Такие документы, естественно, необходимо постоянно актуализировать и проводить большую работу по повышению качества работы испытательных лабораторий.

Грамотная реализация подобных планов поможет отечественной промышленности поднять квалификацию своих специалистов и, соответственно, качество продукции до мирового уровня.

В итоге оценка потребительских свойств продукции авторитетным органом по сертификации имеет большое значение для получения устойчивого положения на рынке и обеспечения доверия потребителей. Особенно высок авторитет у добровольной сертификации, которая становится крайне востребованной при размещении продукции на рынке. Такой авторитет, к тому же, достигается участием в этой деятельности государства.

В нашей стране стандартизация прошла трудный тернистый путь, пока не доказала свою состоятельность, в ряде случаев ее подвергали необоснованной критике, распространению которой немало способствовал отечественный рынок так называемой несовершенной конкуренции. И только после внесения изменений в Закон «О техническом регулировании» в 2007 году, где стандарты были определены как доказательная база выполнения требований технических регламентов, отношение к стандартизации со стороны органов власти заметно потеплело, и были увеличены объемы финансирования в этой области.

Правда, если государство и стало относиться к стандартизации с большим почтением, то отношение к ней бизнеса практически не изменилось. Многие предприятия и организации, особенно малые и средние, относятся к этой деятельности как к чему-то навязанному сверху и нужному только государству.

Перспективы технического регулирования

Технические регламенты и межнациональные стандарты тщательно разрабатываются и принимаются в целях создания единого торгово-экономического сотрудничества на территории единого экономического пространства.

Ступенями, по которым поднимается такое сотрудничество, являются Таможенный союз и ЕврАзЭС. Государственными органами стран-членов этих организаций осуществляется непрерывное взаимодействие по реализации разработанных проектов.

15 декабря 2010 года в Москве Российским союзом промышленников и предпринимателей, Конференцией промышленников и предпринимателей Республики Беларусь («БелАПП») и Национальной экономической палатой Казахстана («Атамекен») было заключено Соглашение о сотрудничестве и учреждении бизнес-диалога. В рамках этого соглашения стороны договорились участвовать в реализации договоренностей в сфере производства, взаимных инвестиций, торгово-экономического, научно-технического, промышленного сотрудничества; содействовать созданию и укреплению контактов и партнерских связей между деловыми кругами трех стран; стремиться к согласованной выработке единой позиции по актуальным проблемам торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества в рамках ТС и ЕЭП, поддержке инвестиций внутри ЕЭП.

Также страны намерены обмениваться информацией о действующих внутренних законодательных и иных нормативных актах, регулирующих международное торгово-экономическое, научно-техническое и промышленное сотрудничество, осуществлять мониторинг таких актов и направлять в правительства согласованные предложения для создания конкурентной деловой среды в рамках ТС и ЕЭП.

Вопросы, касающиеся перспектив технического регулирования в рамках формирования единого экономического пространства, будоражат умы всех представителей промышленности и бизнеса. Именно поэтому для их обсуждения и решения так часто проводятся конференции, встречи и переговоры. Мы не раз рассказывали нашим читателям о подобных мероприятиях и их результатах и, без сомнения, еще не одной конференции или круглом столе, посвященном вопросам технического регулирования, посвятим свои материалы.

На таких мероприятиях специалисты высказывают свои точки зрения на поставленные вопросы и вырабатывают согласованные решения. Заместитель Председателя Межотраслевого совета по техническому регулированию в строительстве при Комитете РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия В. Блинов в одном из своих выступлений озвучил следующие основные задачи и условия перехода к системе технического регулирования ТС:

  1. Совершенствование нормативно-правовой базы технического регулирования Таможенного союза;
  2. Уточнение по результатам внедрения принятых технических регламентов ТС;
  3. Создание и пересмотр документов по стандартизации МГС — доказательной базы выполнения регламентов ТС, гармонизация с европейскими и международными;
  4. Совершенствование нормативно-правовых актов и методологии межгосударственной и национальной стандартизации;
  5. Совершенствование методов и схем оценки соответствия с целью исключения дублирования;
  6. Увязка требований документов по техническому регулированию с документами Таможенной службы;
  7. Распределение однородной продукции между регламентами ТС;
  8. Создание единой системы стандартизации в странах ТС.

Только согласованная политика, выработанная с учетом пожеланий всех участников процесса, может облегчить задачи, поставленные перед государствами-членами ТС и сделать работу по претворению задуманного в жизнь эффективной.

Подводя итоги

Завершающее перед вступлением в силу договоров, формирующих Единое экономическое пространство Республик Беларусь, Казахстан и Российской Федерации, заседание Высшего органа Таможенного союза на уровне глав государств состоялось в Москве 19 декабря 2011 года.

На этом заседании был принят целый ряд важных решений, в том числе о вступлении в силу международных соглашений, формирующих Единое экономическое пространство с 1 января 2012 года, а также о формировании и организации деятельности Суда Евразийского экономического сообщества.

Таможенным союзом были подписаны международные договоры: Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение о некоторых вопросах предоставления уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21 мая 2010 года и Договор о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза.

Вступил в силу Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы от 19 мая 2011 года и о согласованных мерах торгово-экономической политики в случае оказания третьими странами экономического давления на одно из государств-членов Таможенного союза.

Особое внимание главами государств-членов Таможенного союза было уделено торговым отношениям со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, как наиболее перспективному направлению межрегионального сотрудничества. На заседании был принят ряд решений, направленных на дальнейшую организацию деятельности наднациональных органов управления интеграцией.

Итак, с началом 2012 года началась новая жизнь на Едином экономическом пространстве. Основными целями его формирования стало создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышение уровня жизни населения.

Основный принцип, лежащий в основе функционирования этого интеграционного объединения, — обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы стран-участниц. Реализация этого принципа возможна посредством снятия ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами.

Пакет документов об интеграции в рамках единого экономического пространства был подписан главами Российской Федерации, Республик Казахстан и Беларусь в ноябре 2011 года — Декларация о евразийской экономической интеграции и Договор о Евразийской экономической комиссии, которая приступила к работе с 1 января 2012 года.

Татьяна СЕЛИВАНОВА