Саморегулируемая организация операторов учета энергоресурсов - дань моде или необходимость?

Г. ГРИШИН, к.т.н., президент НП Отечественных производителей приборов учета «Метрология Энергосбережения»

В настоящее время в Российской Федерации как в государстве, так и в обществе созрело понимание того, что без правильного учета энергоресурсов невозможно эффективное управление их производством, распределением и потреблением. Следовательно, невозможно и реальное энергосбережение.

Наше государство всерьез взялось за организацию энергетической эффективности и энергосбережения, а также за разработку и реализацию механизмов управления этими процессами. Слова об энергетической бережливости обрели форму закона, который устанавливает требования по обязательному коммерческому учету энергоресурсов, по энергетической эффективности новых зданий, по сокращению бюджетных расходов на приобретение энергетических ресурсов.

Интерес к инициативе государства проявили практически все. В условиях ухудшения экономической ситуации с перспективой медленного восстановления экономики и производители, и потребители стали считать деньги и искать способы экономии. Это как раз тот редкий случай, когда государственные интересы совпадают с частными, так что у идеи энергосбережения есть неплохие шансы на воплощение. Однако чтобы закон заработал, необходимо создать работающие и понятные инструменты организации и управления процессом энергоэффективности и энергосбережения. Одним из таких инструментов является приборный учет энергоресурсов.

Без преувеличения можно сказать, что приборный учет сегодня является единственным действенным механизмом, позволяющим оценивать любые энергосберегающие мероприятия в конкретных, измеряемых величинах. И этому механизму необходимо уделять должное внимание.

В связи с тем, что закон «Об энергосбережении...» был издан относительно недавно, еще не все успели вникнуть в его предписания и ознакомиться с требованиями. К сожалению, на сегодняшний момент существует ряд проблем, тормозящих развитие отрасли приборного учета в нашей стране, о чем далее и пойдет речь. Хотелось бы подчеркнуть две важнейшие задачи из установленных Федеральным законом РФ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и энергетической эффективности...»:

  1. Государственная: организация эффективного государственного контроля потребления энергоресурсов и энергетических балансов регионов.
  2. Социальная: достоверный учет — справедливая плата за энергоносители.

Но какова ситуация в настоящее время? Да, производители отрасли проводят большую работу в субъектах Российской Федерации по установке приборов учета.

Но эта работа проводится каждым индивидуально по уникальным проектам, технологиям, со своими приборами, протоколами передачи данных, монтажниками и т.д.

Результат — отсутствие целостной картины ресурсопотребления, при этом государственные структуры различных уровней управления от муниципальных до федеральных (например, энергоаудиторы, региональные центры энергосбережения, Российское энергетическое агентство) будут вынуждены складывать эти индивидуальные данные в единую информационную картину.

К тому же, свою лепту вносят случайные участники рынка приборного учета, и здесь о достоверности учета говорить не приходится, что, во-первых, подрывает саму идею приборного учета, во-вторых, приводит к конфликтным ситуациям между энергоснабжающими организациями и потребителями энергоресурсов, в том числе и гражданами.

Это очень серьезная проблема, на которую нельзя не обращать внимание. Причина ее возникновения в том, что в сфере приборного учета государством не регламентированы многие виды деятельности, такие как проектирование, монтаж, техническое обслуживание, эксплуатация и т.д. Ряд министерств и ведомств Российской Федерации занимается разработкой нормативной документации в части непосредственно приборов учета, при этом производителей приглашают, в лучшем случае, в качестве экспертов или вообще доводят до их сведения уже готовый документ. Далеко не все замечания и предложения, высказываемые в процессе обсуждения проектов документов, учитываются, хотя лучше производителей приборов учета ситуацией не владеет никто. Разрабатываемые документы зачастую противоречат и друг другу, и действующим нормативным документам. К тому же некоторые из них в условиях ВТО будут наносить вред российскому приборному учету — в частности, прямое проецирование европейских стандартов на условия российского теплоснабжения.

Чтобы изменить ситуацию, сложившуюся в сфере приборного учета, Некоммерческим Партнерством Отечественных производителей приборов учета «Метрология Энергосбережения» принято решение о создании саморегулируемой организации (СРО) операторов учета энергоресурсов на базе Партнерства, в которую войдут не только производители приборов, но и монтажные, обслуживающие, и эксплуатирующие приборы организации.

Несмотря на большое количество СРО в различных отраслях, и то, что создание подобных организаций стало своего рода «модным течением», данное решение представляется обоснованным и необходимым.

Федеральным законом № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» государство предоставило бизнесу инструмент для восполнения пробелов в законодательстве, а также возможность участия в разработке новой и корректировке действующей государственной нормативной документации.

Главной целью создания СРО операторов учета энергоресурсов является формирование единого методологического подхода, системы стандартов и правил в проектировании, производстве, монтаже, техническом обслуживании и эксплуатации приборов и узлов учета тепловой энергии. СРО операторов учета готова взять на себя всю ответственность и гарантировать надежность, защищенность и достоверность учета энергоресурсов, функционирование цивилизованного рынка высококачественных приборов, работ и услуг, отвечающего потребностям и ожиданиям как потребителей, так и производителей энергоресурсов, а также современному уровню развития науки и технологий.

Немаловажным является и создание информационного пространства для всех заинтересованных лиц, несущее информацию о добросовестных участниках рынка приборного учета и их продукции, работах и услугах, о требованиях нормативных документов, о возможностях обучения и обучающие программы; и тем самым повысить компетентность потребителя, в том числе и теплоснабжающих организаций, строителей и т.д. в вопросах приборного учета на всех этапах жизненного цикла оборудования — от проектирования до утилизации.

Конечно, на пороге вступления в ВТО, российским производителям приборов учета необходимы модернизация производства и инновационные разработки, чтобы на равных конкурировать с ведущими иностранными производителями. И здесь необходима поддержка государства, которая возможна при партнерстве «государство — бизнес» именно в рамках СРО, когда одна сторона — государство, доверяет и помогает, а другая — бизнес, принимает на себя ответственность и выполняет свои обязательства.

Подводя итоги к вышесказанному, можно отметить ряд проблем современного коммерческого учета энергоносителей:

  • существующая система государственной правовой и нормативной документации по производству и применению приборов учета не регламентирует всех аспектов качества, тем самым не препятствует появлению на рынке недобросовестных производителей приборов;
  • нормативно не определены критерии качества приборов и узлов учета;
  • наличие на рынке приборов сомнительного происхождения, низкого качества, не соответствующих заявленным метрологическим характеристикам;
  • затруднения потребителей в ориентации на рынке производителей приборов учета, отсутствие полноценной информации о приборах учета, их качестве, технических, метрологических и экономических показателях;
  • незащищенность потребителя от участия в конкурсах по организации приборного учета недобросовестных производителей с демпинговыми ценами;
  • проблема контроля государственных органов за потреблением ресурсов и ведения энергетического баланса территории.

Как следствие из вышесказанного — недостоверность приборного учета, что ведет за собой:

  • конфликтные ситуации между производителями и потребителями энергоресурсов;
  • недостоверность информации при мониторинге мероприятий по энергетической эффективности государственными органами и проблемы при планировании мероприятий по энергоэффективности;
  • проблемы контроля государственных органов за потреблением ресурсов и ведения энергетического баланса территорий.

Будем надеяться, что создание новой отрасли независимых операторов учета облегчит процедуру установки, обслуживания и поверки домовых приборов учета для жителей многоквартирных домов.

Справка

Некоммерческое партнерство отечественных производителей приборов учета «Метрология Энергосбережения» организует деятельность по созданию благоприятных конкурентных условий по производству, реализации, внедрению приборов и систем учета и автоматизации потребления энергоресурсов в РФ, а также представляет интересы Партнеров в органах исполнительной и законодательной власти, на международных мероприятиях, связанных с производством и реализацией приборов учета и организацией учета энергоресурсов. Включает в себя 12 крупнейших российских производителей.