Единое пространство 2020 или будущее наступает сегодня

Поздней осенью 2011 года Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) приняла в своих стенах более 700 участников международной конференции «Единое экономическое пространство 2020: техническое регулирование — инструмент интеграции». Громкое название мероприятия получило свое обоснование в рамках нескольких заседаний и круглых столов. В нашем обзоре читайте об основных темах, затронутых делегатами мероприятия. Международная конференция «Единое экономическое пространство 2020» стала очередным витком дискуссии после предшествовавшей ей встречи специалистов в области региональной интеграции — «Техническое регулирование 2012: инструментарий формирования Единого экономического пространства», состоявшейся в марте 2010 года. Тогда делегаты обсуждали основные подходы к формированию Единого экономического пространства стран-участниц Таможенного союза и обменивались опытом по сотрудничеству в этой области с Европейским союзом.

Полтора года спустя специалисты встретились уже в несколько иных условиях. Объединение Российской Федерации, Республик Беларусь и Казахстан в Таможенный союз успешно состоялось. Каждый месяц Комиссия Таможенного союза обсуждает и принимает новые документы, облегчающие понимание между нашими государствами, и страны, вошедшие в интеграцию, с каждым днем становятся друг другу ближе.

Конференцию организовывали сотрудники Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Помогали им в этом Российский союз промышленников и предпринимателей, Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь, Комитет технического регулирования и метрологии Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан, РАНХиГС, которая приняла у себя всех участников, и компания «Альянс Консалтинг Инвестмент Групп». Да и шутка ли: разместить и организовать работу более 700 человек, которые в итоге приняли участие в мероприятии.

Среди особых гостей конференции следует отметить министра промышленности и торговли Российской Федерации В. Христенко, генерального директора ОАО «Роснано» А. Чубайса, главу представительства Европейского союза в России Ф. Валенсуэла, президента Международной организации по стандартизации Б. Алешина, вице-президента РСПП, председателя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Д. Пумпянского, заместителя министра промышленности и торговли Российской Федерации В. Саламатова. Все они приняли участие в пленарном заседании конференции и выступили с докладами.

Но основную часть мероприятия составили тематические круглые столы, посвященные ключевым вопросам интеграции в сфере технического регулирования, энергоэффективности и энергосбережения, нормирования в строительстве и безопасности потребительских товаров.

В рамках круглых столов специалисты обменивались опытом и мнениями, делились впечатлениями от работы и демонстрировали свои последние разработки. Каждый круглый стол закончился подведением итогов и составлением деклараций.

По существу

С правительственной телеграммой к участникам конференции обратился первый заместитель председателя Правительства Российской Федерации, председатель Комиссии Таможенного союза И. Шувалов. Докладчик с оптимизмом смотрит в совместное будущее трех близких соседей. Он считает, что после завершения формирования нашего экономического союза наступит «совсем другая жизнь — жизнь, в которой создается конкурентная среда равных возможностей для всех: бизнесменов, профессиональных специалистов и рядовых граждан, жизнь, в которой у человека есть широчайший выбор применения своих способностей».

Воодушевление председателя КТС поддержал министр промышленности и торговли РФ, совмещающий свои обязанности с ответственностью специального представителя Президента по вопросу внесения изменений в Договор о Комиссии Таможенного союза В. Христенко.

В своем выступлении он рассказывал об основных планах и достижениях в рамках формирования единого экономического пространства. Особое внимание он уделил образованию коллегии Евразийской экономической комиссии, которая была учреждена 18 ноября 2011 года.

В планах руководства стран-членов Таможенного союза «выйти на большой договор по типу Римского, если брать аналогию с Европейским союзом, который бы обобщил всю ту законодательную и нормативную базу, которая была создана за последние годы».

Г-н Христенко не раз возвращался к примеру Европейского союза, напоминая о том, что опыт данного объединения можно перенять для применения на нашей земле. Также Христенко отметил высокий уровень конференции и выразил надежду на успешные итоги ее работы: «...Столь широкий спектр вопросов обсуждения предполагает партнерство с бизнесом, с учеными, с экспертами, а также выход за пределы бюрократической и административной системы. И по-другому в этой сфере просто быть не может по определению, иначе жди беды».

Глава представительства Европейского союза в России, посол Ф. Валенсуэла посвятил свое выступление перспективам сближения и гармонизации законодательств стран-членов Таможенного союза с единым европейским законодательством. Он отметил, что экономики наших стран сплетены уже достаточно крепко, Европейский союз является основным торговым партнером России, а Россия является третьим крупнейшим экономическим партнером ЕС после Китая и США.

Процессы, протекающие сейчас на едином экономическом пространстве, напомнили г-ну Валенсуэла о пути, пройденном странами Европейского союза за последние 50 лет. Глава представительства Европейского союза в России считает самым перспективным направлением сотрудничества сближение технических регламентов ЕС и Таможенного союза, которое может стать успешным только при условии гармонизации базовых концепций, таких как оценка соответствия, аккредитация, применение добровольных стандартов и наблюдение за рынком. Тогда, уверен господин Валенсуэла, можно будет добиться исполнения замысла премьер-министра России В. Путина о создании широкого экономического пространства от Владивостока до Лиссабона.

В заключительной части своего выступления посол подчеркнул «готовность сотрудничать со странами-членами Таможенного союза в процессе модернизации норм регулирования. Давайте претворим принципы свободного обращения товаров в реальность».

Президент Международной организации по стандартизации (ИСО) Б. Алешин в своем выступлении на конференции говорил о вопросах деятельности ИСО и перспективах сотрудничества с Европейским союзом и национальными организациями в процессе построения прочной и гибкой системы международной стандартизации.

Особенностью стандартов ИСО является их добровольность, но при этом г-н Алешин отметил главный принцип их принятия, в основе которого лежит консенсус.

То есть, с одной стороны, «все члены организации должны быть „за“, и, таким образом, стандарты утверждаются. С другой стороны, на национальном уровне принятые стандарты могут использоваться, а могут не использоваться. И в данном случае национальные организации и промышленность должны давать оценку тому, как правильно осуществлять процессы гармонизации».

ИСО активно сотрудничает с Европейским комитетом по стандартизации, и в рамках этого сотрудничества происходит обмен опытом и «взаимное обогащение».

Международная организация по стандартизации идет по пути взаимодействия и с региональными организациями, считая своим приоритетом учет национального мнения.

В основе такого сотрудничества лежит гармонизация в тех или иных вопросах с позициями промышленности, которая в данном случае выступает как основной фактор формирования общей системы — «специалисты в области стандартизации не должны находиться только в своем сообществе, они должны больше заниматься пропагандой, ведением такой достаточно твердой и жесткой линии, для того чтобы промышленность и бизнес взяли на вооружение то, что мы с вами хорошо знаем».

Председатель Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Д. Пумпянский рассказал о положительных тенденциях в процессе формирования общей системы технического регулирования на территории Единого экономического пространства. Не без учета предложений, выдвинутых Комитетом, в разработке национальных технических регламентов, регламентов ЕврАзЭС и Таможенного союза был исключен параллелизм.

Сейчас усилия всех специалистов направлены на разработку и принятие технических регламентов основного интеграционного объединения — Таможенного союза.

Обороты набирает процесс гармонизации законодательства не только между участницами ТС, но и между государствами СНГ. Соглашение об устранении технических барьеров, об улучшении взаимной торговли между этими странами будет способствовать развитию всего региона в целом.

Особое внимание Д. Пумпянский обратил на такую инициативу, как создание механизма ускоренного перевода обновленных национальных стандартов Белоруссии, Казахстана и России в разряд межгосударственных стандартов. Этот процесс повлечет за собой отмену старых документов, сдерживающих на данный момент развитие промышленности. Сегодня РСПП, как отметил его вице-президент, принимает самое активное участие в процессе обсуждения и экспертизы проектов технических регламентов Таможенного союза — «только за 9 месяцев 2011 года проведено общественное обсуждение более 75 документов, в том числе 26 проектов технических регламентов Таможенного союза».

Члены РСПП обрабатывают отзывы от экспертов, составляют заключения и поддерживают тот интенсивный темп, которого придерживается процесс формирования общей технической базы Таможенного союза.

Но, как отмечает г-н Пумпянский, разработка и принятие технического документа — это лишь полдела. Основные усилия нужно сосредоточить на решении вопросов, связанных с внедрением технических регламентов в жизнь. На этом этапе основной трудностью является обретение возможности быстро устранять те недоработки, которые неизбежно выявятся при вступлении в силу принятого документа.

В заключении вице-президент РСПП отметил, что формирование единой системы технического регулирования должно обязательно вестись с учетом полноправного участия в этом процессе экспертов от всех стран Единого экономического пространства. На 2012 год запланирован ряд конференций и семинаров, на которых опытом и мнениями смогут обменяться специалисты из всех государств, заинтересованных в экономическом объединении.

Технический инструментарий

В рамках круглого стола «Техническое регулирование — инструмент интеграции» участники конференции обсуждали наиболее общие и значимые вопросы формирования единого экономического пространства.

Заместитель министра промышленности и торговли Российской Федрации В. Саламатов представил доклад об интеграционных процессах в области технического регулирования на пространстве от Владивостока до Лиссабона. Формирование общей системы на таком протяженном пространстве возможно при условии плодотворного сотрудничества Евразийской Комиссии и национальных правительств государств-членов ТС.

При таком сотрудничестве целесообразно распределить полномочия: к ведению Евразийской Комиссии отнесены координация действий в области технического регулирования, принятие техрегламентов и утверждение документов обязательного, разъяснительного и рекомендательного характера.

Согласованная политика Республик Беларусь, Казахстан и Российской Федерации в свою очередь заключается в утверждении стандартов, обеспечении единства измерений, аккредитации, организации системы подтверждения соответствия, государственном контроле и установлении ответственности в области технического регулирования. Расширение сферы ответственности общей системы технического регулирования за счет включения в нее государств СНГ, не входящих в Таможенный союз, воз- можно при наличии в технических регламентах ТС норм прямого действия и использование межгосударственных стандартов ГОСТ, гармонизированных с международными стандартами (ISO/IEC) для целей подтверждения соответствия. Таким образом, формирование общего экономического пространства от Владивостока до Лиссабона, предложенного премьер-министром России В. Путиным, — лишь вопрос времени и техники.

К вопросу о стандартизации как инструменте практической реализации требований технических регламентов ТС для предприятий и организаций в своем выступлении обратился Г. Элькин — руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Стандартизация — основа обеспечения требований технических регламентов. Применение на добровольной основе стандартов, включенных в утвержденный перечень документов в области стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих техрегламентов.

В качестве альтернативы стандарту европейский опыт располагает таким документом как технический файл. И этот опыт может найти свое отражение при формировании единой технической базы Таможенного союза. Так, например, в техническом регламенте ТС «О безопасности машин и оборудования» предусмотрена разработка документа «Обоснование безопасности», который, по сути, представляет собой аналог технического файла директивы ЕС.

Такой механизм позволяет сократить время выхода продукции на рынок, не дожидаясь разработки национального стандарта (при подтверждении соответствия на основе собственных доказательств). Но это лишь один пример, исключение из правила. В основной своей массе технические регламенты должны сопровождаться перечнем национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований и измерений.

Отсутствие таких стандартов не позволит обеспечить эффективный метрологический контроль над продукцией.

Г-н Элькин обратил внимание еще на одну немаловажную функцию стандартизации — она является инструментом обеспечения глобальных проектов.

В качестве примеров руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии привел государственные проекты — исполнение Решения Совета безопасности РФ по преодолению технологического отставания промышленности (от 20 июня 2006 года), реализация Указа Президента РФ от 4 июня 2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», реализация «Дорожной карты» по общему экономическому пространству РФ и Европейского сообщества, реализация Федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система» (ГЛОНАСС), а также международные проекты («Северный поток», «Южный поток», Российский инновационный центр (в Сколково) и др.) и бизнес-проекты (строительство автозаводов в ЕЭП и приобретение предприятий за рубежом).

О стратегии развития стандартизации, сертификации и аккредитации в Таможенном союзе делегатам конференции рассказывал председатель Госстандарта Республики Беларусь В. Корешков. Межгосударственные стандарты ГОСТ принимаются тремя странами-участницами Таможенного союза для соблюдения требований технического регламента в результате его применения на добровольной основе, а также для осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции.

На переходный период (до принятия ГОСТ) могут применяться национальные (государственные) стандарты трех стран: ГОСТ Р, СТБ и СТ РК. На данном этапе в разрезе основных отраслей в 12 странах СНГ действуют более 20 650 межгосударственных стандартов.

Программа разработки единых стандартов для целей технических регламентов осуществляется при поддержке разработки документов на основе последних версий международных и региональных стандартов, а также при участии механизма ускоренного переоформления национальных (государственных) стандартов в межгосударственные.

Изменения в региональной политике, направленные на более тесную интеграцию стран, инновационное развитие экономик требуют, в частности, развития региональной стандартизации; ускоренного обновления фонда межгосударственных стандартов; повышения уровня гармонизации межгосударственных стандартов с международными и региональными стандартами; применения информационных технологий при разработке и распространении стандартов; координации в планировании работ по стандартизации между ТС и СНГ, а также решения некоторых других задач.

Опыт Республики Беларусь в ускоренной разработке и апробации межгосударственных стандартов имеет в своем арсенале такую полезную разновидность стандарта как предварительный межгосударственный стандарт и предлагает следующий порядок его принятия: составление проекта предварительного стандарта; его утверждение сроком на 2 года; перевод в государственный стандарт по окончании действия.

Особое внимание г-н Корешков уделил единым принципам ответственности изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) и импортера за безопасность выпускаемой в обращение на рынке продукции. По его мнению, с одной стороны, нужно четко разграничить ответственность изготовителя, уполномоченного изготовителем лица и импортера, с другой — ответственность и степень правовой защиты потребителя от ущерба должны быть одинаковы для всех государств.

В заключение В. Корешков отметил еще одну важную инициативу, касающуюся порядка предоставления разъяснений по техническому регламенту Таможенного союза.

Право толкования принадлежит КТС. В связи с этим г-н Корешков предлагает создать при Секретариате Комиссии постоянно действующие консультационные группы по отраслевому признаку, а при Евразийской экономической комиссии — постоянные отраслевые комитеты, в компетенцию которых должны входить мониторинг применения ТР ТС, а также стандартов, включенных в Перечни; подготовка разъяснений (толкование) по ТР ТС и разработка рекомендаций по применению ТР ТС.

Президент Консорциума «Кодекс» С. Тихомиров посвятил свое выступление информационному обеспечению реформы технического регулирования. Для эффективного исполнения реформы и качественного решения соответствующих задач крайне важно, чтобы технические специалисты и руководители имели постоянный доступ ко всему массиву нормативно-технической информации, считает С. Тихомиров. Информационная сеть «Техэксперт» с 2005 года реализует программу информационного обеспечения реформы при поддержке более 200 партнерских центров в различных регионах России. Программа включает в себя два основных направления: информация о самой реформе — информационный канал «Техэксперт» в области технического регулирования и предоставление нормативно-технической документации и сервисов для всех технических специалистов. Электронные справочные системы нормативно-технической информации «Техэксперт» располагают миллионами документов и материалов, систематизированной, переработанной, регулярно обновляемой информацией и удобными пользовательскими сервисами. Г-н Тихомиров убежден, что развитие стандартизации во многом будет зависеть от решения вопросов защиты прав на интеллектуальную собственность, на решение которых направлены усилия квалифицированного штата сотрудников Консорциума «Кодекс».

Снова о строительстве

Специалисты, принимавшие участие в работе круглого стола «Нормирование в строительстве. Международные стандарты», заслушали и обсудили ряд докладов и выступлений участников конференции. В итоговой резолюции они отметили следующие проблемы, являющиеся основными для данной отрасли:

  • переработка нормативных документов в сфере строительства промышленных и гражданских объектов, а также объектов транспортной инфраструктуры должна быть ускорена в связи с необходимостью их гармонизации с передовыми зарубежными нормами;
  • проект технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений» необходимо привести в соответствие с ранее принятыми Комиссией Таможенного союзами документами, так как в представленном виде он содержит дублирующие объекты технического регулирования, например, требования, распространяющиеся на объекты транспортной инфраструктуры, которые необходимо исключить;
  • сравнительные расчеты при проектировании инженерных сооружений по действующим в РФ нормативным документам и Еврокодам с целью оценки возможности применения Еврокодов необходимо увеличить в объеме;
  • также необходимо существенно увеличить объем повышения квалификации работников производственных, проектных, образовательных и научных организаций в сфере технического регулирования. Такие меры обус- ловлены ускорением процесса принятия технических регламентов.

Забота о потребителе

Участники круглого стола «Безопасность потребительских товаров» на основании прослушанных сообщений и докладов составили свой «рецепт» обеспечения безопасности потребительских товаров и формирования благоприятной деловой среды на всей территории Таможенного союза. Ингредиентами этого «блюда» являются:

  • принцип «один продукт — один документ». Следование этому принципу должно исключить дублирование при оценке соответствия для всех категорий потребительских товаров. А достичь этого эффекта можно путем скорейшей гармонизации норм технического регулирования Таможенного союза с международными требованиями;
  • перенос основных усилий по надзору за безопасностью выпускаемой продукции с дорыночной стадии на стадию обращения на рынке. Использование этого принципа вкупе с мониторингом вреда и оперативным пресечением нарушений повысит вероятность выявления нарушений обязательных требований технических регламентов;
  • санитарно-гигиенические и ветеринарные требования и процедуры должны быть разделены и гармонизированы. Такая мера позволит устранить дублирование при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий;
  • при принятии технических регламентов и других документов, устанавливающих обязательные требования к продукции, в них должны быть предусмотрены переходные периоды и положения. Ведь их отсутствие или неточность приводит к значительным расходам производителей на замену упаковки или оформление разрешительных документов. А любые дополнительные расходы производителя неизменно влекут за собой лишнюю нагрузку на потребителя;
  • принятие законодательных решений, по мнению участников круглого стола, должно обязательно сопровождаться привлечением к этому процессу представителей бизнеса и общественных организаций. Для реализации этой инициативы можно создать своеобразные переговорные площадки с регуляторами рынка и оптимизировать принимаемые документы.

Как кажется авторам резолюции, принятой по итогам проведения круглого стола, указанные выше предложения могут способствовать увеличению инвестиционной привлекательности региона, а также улучшению положения малого и среднего бизнеса на территории Таможенного союза, а впоследствии и на всей территории Единого экономического пространства.

Наибольший интерес участников конференции вызвали поиски преодоления технических барьеров во взаимной торговле не только между странами Таможенного союза, но и в рамках Евразийского экономического сообщества, СНГ и Единого экономического пространства. Специалисты в своих выступлениях не раз возвращались к перспективам формирования единого интеграционного объединения от Владивостока до Лиссабона. Именно такие конференции, на которых представители каждого направления интеграции могут встретиться с партнерами и обменяться опытом, представляют главную площадку для дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества.

Татьяна СЕЛИВАНОВА