Безопасность лифтов по-новому

Партнерские отношения стран-членов Таможенного союза, подкрепленные соответствующими документами, продолжают крепнуть и развиваться. В соответствии со статьей 13 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республиках Беларусь, Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года Комиссия Таможенного союза продолжает принимать техрегламенты интеграционного объединения. Сегодня мы представляем вниманию читателя Технический регламент Таможенного союза 011/2011 «Безопасность лифтов».

Технический регламент Таможенного союза (ТР ТС) 011/2011 «Безопасность лифтов» был принят осенью прошлого года, о чем свидетельствует решение Комиссии Таможенного союза № 824 от 18 октября. Кроме самого ТР ТС Комиссия утвердила также два перечня стандартов: в один перечень вошли документы, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ТС 011/2011; в другом перечне содержатся стандарты, включающие в себя правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований указанного ТР ТС.

На основе компиляции

ТР ТС «Безопасность лифтов» вступит в силу 18 апреля 2013 года. До 1 января 2015 года допускается производство, выпуск в обращение продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством отдельного члена союза на его территории.

Такая продукция будет маркироваться национальным знаком соответствия, а выпущенная в соответствии со стандартом ТС — единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза.

Технический регламент разработан в целях защиты жизни и здоровья человека и имущества, а также гармонизации с Директивой 95/16 ЕС от 29 июня 1995 года. Он содержит правила обращения товара на рынке, в том числе маркировку, основные требования безопасности, обеспечение соответствия требованиям безопасности, правила подтверждения соответствия. Кроме того, техрегламент призван устранить дублирования и противоречия между документами государств-членов Таможенного союза.

При подготовке технического регламента рабочая группа принимала во внимание нормативно-правовые акты не только стран, входящих в Таможенный союз, но и государств, вступивших в ЕврАзЭС.

В связи с этим принятый технический регламент взаимосвязан с рядом законодательных актов государств- членов ЕврАзЭС:

  • Законом Республики Беларусь от 5 января 2004 года № 262-6 «О техническом нормировании и стандартизации»; — Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
  • Законом Республики Казахстан от 9 ноября 2004 года № 603-II «О техническом регулировании»;
  • Законом Кыргызской Республики от 16 апреля 2004 года «Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике»;
  • Законом Республики Таджикистан от 19 мая 2009 года № 522 «О техническом нормировании».

В отличие от Директивы 95/16 ЕС от 29 июня 1995 года принятый технический регламент характеризуется более жесткими процедурами соответствия для лифтов.

Лифты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу ТР ТС 011/2011 и не отработавшие назначенный срок службы должны быть приведены в соответствие с положениями технического регламента до окончания назначенного срока службы.

К дате вступления в силу технического регламента члены Таможенного союза обязаны определить органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований ТР и информировать об этом Комиссию.

Российской стороне поручено обеспечить разработку стандарта по определению класса энергоэффективности лифта. Казахстанская сторона обязана на основании мониторинга результатов применения стандартов обеспечить подготовку предложений по актуализации перечней стандартов, указанных выше, представлять их для утверждения в Секретариат Комиссии предполагается не реже одного раза в год со дня вступления в силу Технического регламента.

Форма и содержание

Технический регламент 011/2011 включает в себя 9 статей и 3 приложения. Документ разработан в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в государствах-членах ТС с целью установления на единой таможенной территории ТС единых обязательных для применения и исполнения требований к подъемным машинам, обеспечения свободного перемещения лифтов, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории. Ответственной за разработку этого технического регламента является казахстанская сторона.

Статья 1 ТР ТС устанавливает область применения документа, действие которого распространяется на все лифты и устройства их безопасности (буферы, ловители, ограничители скорости, замки дверей шахты, гидроаппараты безопасности).

Нормы этого регламента не распространяются на подъемные машины, предназначенные для использования в шахтах горной и угольной промышленности; на плавучих средствах; на платформах для разведки и бурения на море; на летательных аппаратах, а также на лифты с зубчато-реечным или винтовым механизмом подъема и специального назначения для военных целей.

Устанавливаемые регламентом правила необходимы для защиты жизни и здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (пользователей) относительно предназначения и безопасности лифтов и их устройств.

Статья 2 документа является словарем терминов и определений, применяемых в регламенте.

Правила обращения лифтов и устройств их безопасности разработаны в третьей статье технического регламента. Все устройства должны комплектоваться сопроводительной документацией на государственном языке государства-члена Таможенного союза и (или) на русском языке.

Эта документация включает в себя: руководство (инструкцию) по эксплуатации; паспорт; монтажный чертеж; принципиальную электрическую схему с перечнем элементов, а для гидравлических лифтов еще и принципиальную гидравлическую схему, копию сертификата на лифт, устройство безопасности, противопожарные двери.

На кабину лифта или внутрь его наносится информация следующего содержания: наименование изготовителя и (или) его товарный знак; идентификационный (заводской) номер; год изготовления. Делается это любым способом, обеспечивающим четкое изображение в течение всего срока службы машины. На устройство безопасности таким же образом наносится информация о наименовании изготовителя с его товарным знаком и идентификационный номер.

Для обеспечения безопасности лифта при проектировании, изготовлении, монтаже и в течение назначенного срока службы предусматриваются средства и (или) меры для выполнения общих требований безопасности, говорится в четвертой статье технического регламента. Специальные требования безопасности описаны в Приложении 1 к документу. Класс энергетической эффективности указывается в технической документации на лифт и его маркировке. Согласно требованиям к безопасности, все работы по установке и эксплуатации лифта должны проводиться квалифицированным персоналом. По истечении назначенного срока службы не допускается использование лифта по назначению без проведения оценки соответствия. При отсутствии в паспорте лифта, введенного в эксплуатацию до вступления в силу ТР ТС 011/2011, сведений о назначенном сроке службы, этот срок устанавливается равным 25 годам со дня ввода его в эксплуатацию.

Статья 5 указывает на то, что соответствие лифтов и их устройств безопасности техническому регламенту обеспечивается выполнением непосредственно его требований либо требований взаимосвязанных с регламентом стандартов. То есть выполнение на добровольной основе требований, взаимосвязанных с регламентом стандартов, свидетельствует о соответствии лифтов требованиям и данного технического регламента.

Сертификация

Подтверждение соответствия лифта и его устройств безопасности требованиям ТР ТС 011/2011 осуществляется в форме обязательной сертификации перед выпуском их в обращение на территории государств-членов Таможенного союза.

Порядок сертификации определен в статье 6: сертификацию лифта и устройств безопасности осуществляет орган по сертификации, аккредитованный в установленном порядке, на основании договора с заявителем.

Обязательная сертификация лифта и устройств безопасности, предназначенных для серийного выпуска, осуществляется по схеме, утвержденной в Приложении 3.

При проведении сертификации подъемной машины заявитель представляет для испытаний смонтированный лифт разового изготовления, типовой образец единовременно изготавливаемой партии лифтов или типовой образец типоразмерного ряда лифтов серийного производства и необходимый пакет документов, указанный в той же статье.

При этом устройства безопасности лифта, создаваемые изготовителем лифтов, используемые им для ком- плектования лифтов собственного производства и поставляемые в качестве запасных частей для замены, не подлежат обязательной сертификации. Порядок проведения испытаний таких устройств устанавливается в стандартах из перечня, утвержденного КТС. Результаты испытаний оформляются протоколами, копии которых предоставляются при сертификации.

Идентификация осуществляется с использованием представленной заявителем технической документации.

Результатом идентификации является отнесение или не отнесение продукции к объекту технического регулирования данного ТР ТС.

Сертификат соответствия и его приложения должны содержать сведения о типе (модели), изготовителе, стране происхождения лифта и следующих узлов и устройств безопасности лифта: лебедки; гидроагрегата (для гидравлического лифта); системе управления (контроллере); привода дверей кабины; замков дверей шахты; ловителей; ограничителе скорости; буфере; гидроаппарате безопасности.

Решение об отказе в выдаче сертификата соответствия должно содержать мотивированное обоснование несоответствия лифта или устройства безопасности лифта требованиям технического регламента. После устранения указанного несоответствия заявитель повторно обращается в орган по сертификации с заявлением о выдаче этого правоустанавливающего документа.

Еще одним важным аспектом деятельности изготовителя лифтов является обязательное извещение органа по сертификации, выдавшего документ, обо всех изменениях, внесенных в конструкцию устройств безопасности лифта, а также об изменениях в конструкции самого лифта, влияющих на его безопасность.

При выпуске в обращение продукции на территории государств-членов ТС у изготовителя должен храниться комплект документов на лифт и устройства безопасности лифта в течение как минимум 10 лет со дня снятия машин с производства; а у продавца — на партию лифтов и устройств безопасности лифтов в течение того же срока со дня реализации последнего изделия из партии.

Декларирование соответствия

Оценка соответствия требованиям технического регламента смонтированного на объекте лифта перед вводом его в эксплуатацию осуществляется в форме декларирования соответствия.

Декларирование проводится на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра). В качестве первых используется протокол проверки функционирования лифта после окончания его монтажа, паспорт, монтажный чертеж смонтированного устройства и проектная документация на его установку.

Монтажный чертеж должен содержать сведения и размеры, необходимые для проверки соответствия установки лифта требованиям ТР ТС. На чертеже указываются виды и разрезы (с размерами), в том числе шахты машинного и блочного помещений, дающие представление о расположении и взаимной связи составных частей лифта, а также нагрузки от лифта на строительную часть здания (сооружения).

Заявка на декларирование соответствия подается в аккредитованную испытательную лабораторию, которая проводит проверки, исследования, испытания и измерения в сроки, определенные договором с заявителем. При этом осуществляются: проверка соответствия установки оборудования документации по монтажу и проектной документации по установке подъемной машины в здании; проверка функционирования лифта и устройств безопасности; испытание изоляции электрических сетей и электрооборудования, визуальный и измерительный контроль заземления (зануления) оборудования лифта; испытание сцепления тяговых элементов с кантоведущим шкивом (барабаном трения) и испытание тормозной системы на лифте с электрическим приводом; испытание прочности кабины, тяговых элементов, подвески и (или) опоры кабины, элементов их крепления.

О результатах проверок, исследований, испытаний и измерений специалист аккредитованной испытательной лаборатории делает соответствующие записи в паспорте лифта. Оценка соответствия лифта в течение назначенного срока службы осуществляется в форме технического освидетельствования не реже одного раза в 12 месяцев уполномоченной на это организацией.

После всех проверок

Когда лифт и устройство безопасности пройдут необходимые проверки и получат разрешительные документы, их маркируют единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов ТС, что свидетельствует об их соответствии требованиям технического регламента, что закрепляется в статье 7 ТР ТС 011/2011.

Статья 8 техрегламента вводит следующую защитительную оговорку: «государства-члены Таможенного союза обязаны предпринять все меры для ограничения, запрета выпуска в обращение лифтов и устройств безопасности лифтов на таможенной территории, представляющих опасность для жизни и здоровья граждан».

Основанием для применения статьи защиты являются невыполнение требований регламента, неправильное применение взаимосвязанных с ним стандартов и т.д.

Сертификаты соответствия на лифты и устройства безопасности, выданные до вступления в силу техрегламента аккредитованными органами по сертификации внутри стран ТС, действуют на территории государства, в котором они были выданы, до окончания срока действия, указанного в сертификате, — гласит статья 9 ТР ТС.

Приложение 1 к ТР ТС «Безопасность лифтов» описывает общие требования безопасности: недоступность оборудования лифта пользователям и посторонним лицам; наличие возможной безопасной эвакуации людей из остановившейся кабины; возможность освещения кабины пассажирского лифта и другие.

Особые требования безопасности предъявляются к лифтам, предназначенным, в том числе для перевозки инвалидов и маломобильных групп населения; обеспечивающим транспортирование пожарных во время возгорания; предназначенным для подключения к устройству диспетчерского контроля; предназначенным для установки в здании или сооружении, в котором возможно преднамеренное повреждение лифтового оборудования. Все эти требования подробно описаны в Приложении 1.

По приложению 2 можно сверить перечень устройств безопасности лифта, подлежащих обязательной сертификации. К ним относятся: буфер (за исключением буферов энергонакопительного типа с линейными характеристиками), гидроаппарат безопасности (разрывной клапан), замок двери шахты, ловители и ограничитель скорости.

Приложение 3 определяет содержание и применение четырех схем подтверждения соответствия лифта и устройства безопасности требованиям техрегламента.

Для каждой схемы описываются нормы действия аккредитованной испытательной лаборатории и органа по сертификации. При декларировании по схеме действуют заявитель и аккредитованная испытательная лаборатория.

Принятие техрегламента в нашей стране предварялось Всероссийским совещанием «Перспективы развития лифтового комплекса России в современных условиях», которое проводилось в начале ноября 2011 года Минрегионразвития совместно с Национальным союзом лифтовых саморегулируемых организаций. В ходе совещания была озвучена цифра в 490 тысяч лифтов, эксплуатируемых на территории России, почти 90% из которых — пассажирские, работающие в многоквартирных домах и административных зданиях. Более трети лифтов, перевозящих жителей домов, выработали свой ресурс.

Российский техрегламент о безопасности лифтов, вступивший в силу в 2010 году, требует в период до 2015 года заменить и модернизировать более 150 тысяч пассажирских лифтов, либо вывести их из эксплуатации.

Регулирующие и контрольные функции в этом процессе закреплены за государством. Начались работы по составлению адресных региональных программа по замене и модернизации лифтов. Поступающие официальные обращения из региональных администраций свидетельствуют о невозможности выполнения требуемых объемов работ только за счет средств местных бюджетов. Приведение эксплуатируемых лифтов в соответствие с новым техрегламентом должно способствовать скорейшему разрешению ситуации.

Принятый ТР ТС призван повысить безопасность пассажиров лифтов, а это значит, что скоро родители смогут меньше беспокоиться за здоровье своих детей, поднимающихся с прогулки домой, а оправданию «застрял в лифте» придется искать замену.

Татьяна СЕЛИВАНОВА