НЕФТЕГАЗСТАНДАРТ – 2011: О таможенном союзе и не только

Очередной раз в ноябре 2011 г. в Самаре проводились заседания VI Международной конференции «Нефтегазстандарт — 2011: Cтандартизация как основа интеграции». Мероприятие было посвящено анализу текущего состояния реформы технического регулирования, стандартизации в нефтегазодобывающем комплексе России. В конференции, следуя традиции, приняли участие ведущие мировые специалисты в области стандартизации. О чем говорили и к каким выводам пришли гости мероприятия — в нашем сегодняшнем обзоре.

Участники конференции обсудили широкий спектр вопросов, среди которых наиболее значимые:

  • техническое регулирование в Таможенном союзе;
  • энергоэффективность и энергосбережение;
  • промышленная и экологическая безопасность объектов нефтегазового комплекса;
  • модернизация технологической базы и создание инновационных технологий в нефтегазовом комплексе;
  • формирование нормативной базы в области строительства объектов нефтегазового комплекса, в области охраны недр, нефтегазопереработки, нефтехимии, а также в области освоения месторождения российского шельфа;
  • измерение и коммерческий учет нефти и газа;
  • подготовка кадров для отрасли.

Техническое регулирование в Таможенном союзе

Система технического регулирования Таможенного союза способна предоставить новые возможности интеграции на постсоветском пространстве. Техническое регулирование является той системой, которая может обеспечить обращение на рынке безопасной и качественной продукции. Свои доклады по развитию системы технического регулирования представили заместитель директора Департамента государственной политики в области технического регулирования и обеспечения единства измерений Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Н. Новиков, заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) А. Зажигалкин, первый заместитель руководителя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия А. Лоцманов и заместитель председателя Совета по аккредитации при Комитете РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия О. Ургант.

Н. Новиков в своем выступлении о значении технического регулирования для формирования единого экономического пространства напомнил об обязательных элементах этой системы, обеспечивающих ее работоспособность. К таковым относятся:

  • технические регламенты, которые устанавливают минимально необходимые требования безопасности, не создавая излишних барьеров для модернизированной и инновационной продукции;
  • стандарты, которые отражают достигнутый уровень и обеспечивают трансферт технологий, а также способствуют обеспечению качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции;
  • система аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, которая устанавливает необходимый уровень компетентности в сфере сертификации и испытаний;
  • система подтверждения соответствия, осуществляющая допуск продукции на рынок (испытания, сертификация и декларирование), а также подтверждающая качество продукции и обеспечивающая доверие потребителей к новой продукции (добровольная сертификация);
  • система метрологического обеспечения испытаний и измерений, обеспечивающая сопоставимость результатов измерений в различных испытательных лабораториях.

Техническое регулирование, по словам докладчика, обеспечивает два вида характеристик продукции:

  1. безопасность — через обязательные требования к продукции, систему допуска продукции на рынок, государственный контроль;
  2. качество с конкурентоспособностью — благодаря исполнению требований стандартов и добровольной системы сертификации.

Также г-н Новиков отметил, что государство и бизнес играют огромную роль в становлении системы технического регулирования, поэтому передача ряда функций наднациональному органу должна повысить эффективность регулирования на всех уровнях. По его мнению, Комиссии Таможенного союза целесообразно передать такие полномочия, как координация действий в области технического регулирования и принятие технических регламентов. А согласованная политика стран-участниц ТС позволит более эффективно обеспечивать единство измерений, подтверждение соответствия, государственный контроль, установление ответственности, стандартизацию и аккредитацию.

Главным достижением единой политики в области технического регулирования стран-участниц Таможенного союза является принятие и утверждение 15 июля 2011 года Единого знака обращения продукции на рынке ТС — знака Евразийского соответствия — EAC. Этим знаком маркируется продукция, соответствующая требованиям технических регламентов Таможенного союза.

Введение в действие этого знака и дальнейшая гармонизация системы стандартизации преследуют две основные стратегические цели в рамках формирования зоны свободной торговли от Петропавловска-Камчатского до Лиссабона: достижение соотносимости знаков евразийского (ЕАС) и Европейского (СЕ) соответствия; расширение зоны действия знака Евразийского соответствия на постсоветском пространстве.

Таким образом, техническое регулирование может использоваться как эффективный инструмент интеграции на постсоветском пространстве до вступления других государств в Таможенный союз.

И снова о единстве

В рамках конференции О. Ургант рассказывал о процессах формирования единой национальной системы аккредитации в Российской Федерации.

Реализация этой концепции осуществляется в 4 этапа: внесение изменений в ФЗ «О техническом регулировании», формирование организационной структуры национальной системы аккредитации на базе федерального органа исполнительной власти, принятие Федерального закона «Об аккредитации в Российской Федерации» и преобразование национального органа по аккредитации в некоммерческую организацию с участием государства и бизнеса.

С 1 ноября 2011 года аккредитацию осуществляет национальный орган по аккредитации — Федеральная служба по аккредитации. Для оптимизации работы национального органа по аккредитации РСПП предлагает учредить Общественный совет по аккредитации для формирования государственной политики в области аккредитации в интересах отрасли, а также создать отраслевые группы экспертов и сформировать отраслевые независимые органы по оценке соответствия.

А. Зажигалкин в своем выступлении осветил роль стандартизации в формировании доказательной базы системы технического регулирования Таможенного союза. Среди ключевых факторов, влияющих на техническое регулирование и стандартизацию, он отметил: ускоренную переориентацию системы технического регулирования на наднациональный уровень — уровень Таможенного союза; неизменную ориентацию на международные нормы (правила ВТО) и международные стандарты; дальнейший поиск приемлемой методологии технического регулирования (стихийный подход) и курс на модернизацию и инновационное развитие экономики.

Среди принципов разработки технических регламентов Таможенного союза г-н Зажигалкин, в первую очередь, выделяет «опору на здравый смысл». В результате размышлений о достижениях и проблемах в области формирования системы технического регулирования докладчик приходит к следующим выводам:

  • в части технического регулирования необходимо: проводить более активную и системную работу представителей всех бизнес-объединений по защите интересов отечественной промышленности; проанализировать и доработать отдельные технические регламенты до введения их в действие; как можно быстрее принять и реализовать планы по введению технических регламентов в действие; скорректировать процедуры разработки, принятия и внесения изменений в технические регламенты;
  • в области стандартизации необходимо: обязательно согласовывать перечни стандартов Национальными органами по стандартизации; осуществлять активное привлечение бизнеса к разработке стандартов и формированию перечней; создавать консультационные центры по применению требований регламентов.

А. Лоцманов напомнил слушателям о том, что для успешного применения разрабатываемых сегодня регламентов Таможенного союза необходимо создать механизм ускоренного внесения изменений в технические регламенты ТС и разработать программу по информированию широких кругов промышленности о применении технических регламентов и сопутствующих им документов.

Опыт работы технических комитетов

О своих достижениях и проблемах рассказывали руководители и представители некоторых технических комитетов (ТК).

Ответственный секретарь ТК 52 «Природный и сжиженный газы», зам. начальника Лаборатории стандартизации ООО «Газпром ВНИИГАЗ» Л. Залевская поделилась достижениями комитета по экспертизе и подготовке технических регламентов: с 2008 года было разработано 13 и утверждено 9 межгосударственных стандартов.

На ближайшую перспективу перед странами-членами Таможенного союза стоит задача проинформировать заинтересованные нефтегазовые компании о существовании Межгосударственного технического комитета (МТК) 52 «Природный и сжиженные газы» и назначить экспертов и своих полномочных представителей в МТК 52.

В 2011 году ТК 52 участвовал в работе ИСО/ТК 193 в следующих формах: работа в подкомитетах и рабочих группах с правом голосования по проектам стандартов; рассмотрение проектов стандартов ИСО и подготовка отзывов; участие в заседаниях с правом голосования. В результате «Газпром ВНИИГАЗ» направил в ИСО/ТК 193 предложения по разработке стандарта по измерению качества сжиженного природного газа. В настоящее время ведется работа по переводу 8 стандартов ИСО, разработанных ИСО/ТК 193.

Заместитель начальника Управления инновационного развития Департамента стратегического развития ОАО «Газпром» Н. Нестеров и начальник отдела технического регулирования этого же Управления Р. Кирилина рассказывали о достигнутых результатах и будущих планах деятельности ТК 23 в международном проекте «Баренц — 2020».

Целью данного проекта является оценка возможности применения существующих стандартов для обеспечения нефтегазодобычи в данном регионе с точки зрения безопасности работающего персонала и защиты окружающей среды с учетом природно-климатических и гидрогеологических особенностей Баренцева моря. Участниками проекта выступают все ведущие нефтегазовые компании мира, министерства, ведомства, научные и проектные институты.

В области международной стандартизации реализация проекта привела к принятию на заседании ТК 23 13 сентября 2011 года проекта национального стандарта, идентичного ИСО 19906 — ГОСТ Р ИСО 19906-2011 «Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения арктического шельфа», используемого как идентичный в 30 странах-членах ИСО, среди которых Канада, Норвегия, Нидерланды, Франция и др.

На заседании ИСО ТК 67 «Материалы, оборудование и морские сооружения для нефтяной, нефтехимической и газовой промышленности» 15 сентября 2011 года принято решение о создании нового подкомитета «Арктические операции» под руководством России. Новым подкомитетом разработан план по одновременной разработке ГОСТ Р и стандартов ИСО на 2012-2015 годы. В план входит 15 документов, регулирующих важнейшие аспекты деятельности при осуществлении арктических операций.

Теория на практике

Работа конференции не ограничивалась только проведением заседаний. Организаторы мероприятия организовали для своих гостей ознакомительные экскурсии на отраслевые предприятия региона — ОАО «Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод» и ООО «Новокуйбышевский завод масел и присадок». Новокуйбышевский НПЗ входит в группу ОАО НК «Роснефть», его мощность составляет 8 млн т (58,5 млн барр.) нефти в год. Недавно на заводе были завершены проекты по модернизации действующей установки изомеризации и строительству блока выделения бензолсодержащей фракции. Данные мероприятия позволят предприятию значительно увеличить выпуск моторных топлив с улучшенными качественными и экологическими характеристиками.

«Новокуйбышевский завод масел и присадок» выпускает 63 вида индустриального, судового, закалочного и специального моторного масла, включая 19 видов универсального моторного масла, соответствующих международной классификации качества API. В 2008 году завод победил в ежегодном конкурсе «ЭкоЛидер» в номинации «Среднее и малое предприятие». Эту победу Новокуйбышевский завод заслужил за счет успешно действующей на предприятии системы экологического менеджмента в соответствии с международным стандартом ISO 14001:2004.

Рынок нефтепродуктов в эпоху перемен

Технический директор независимой экспертной компании Cameron Associates Р. Хатчесон и главный технический эксперт Afton Chemical Р. Батт представили выводы и предложения по качеству национальных топлив для современных технологий автомобилестроения. Главная задача, которая стоит на сегодняшний день перед автомобильной промышленностью, — соответствовать законодательству по выбросам и целям экономии топлива с поддержанием рентабельности для потребителя и формированием устойчивого роста доходов.

Это может быть достигнуто путем перехода к новым технологиям — независимо от рынка. Так как двигатели внутреннего сгорания (бензиновые двигатели) остаются главным источником энергии, их необходимо усовершенствовать, чтобы сделать более эффективными путем извлечения максимальной пользы из каждого показателя горения и более надежными при работе с различными видами топлива. В течение последнего десятилетия сложилась концепция существования автомобиля и его топлива как единой системы.

На авансцену в сложившейся ситуации выходит допустимое топливо, которое позволяет применить передовые технологии автомобилестроения. Нормативами для допустимого топлива выступают следующие параметры характеристик:

  • низкое содержание серы — самое главное требование по качеству;
  • октановое число становится более важным для двигателей будущего;
  • низкое содержание ароматических соединений/ бензола для снижения вредных выбросов;
  • низкое содержание олефинов для сокращения образования приземного озонового слоя;
  • присадки для минимизации отложений и снижения расхода топлива и выбросов.

Допустимое топливо уже используется по всему миру. Автомобили продолжают работать удовлетворительно и без определенного для них сорта топлива стандарта ЕВРО. Использование допустимого топлива является обоснованным для максимально оперативного внедрения передовых технологий. На сегодняшний день вынесены на рассмотрение предложения по техническим нормативам, которые могут изменяться и подлежат обсуждению всеми заинтересованными сторонами, а также легко могут трансформироваться под нужды местных условий.

Председатель ТК 24 «Метрологическое обеспечение добычи и учета углеводородов» В. Иванов в своем выступлении обратился к актуальным вопросам формирования нормативной доказательной базы для технического регламента Таможенного союза «О требованиях к средствам измерений показателей нефти и продуктов ее переработки».

Г-н Иванов проанализировал основные структурные элементы проекта технического регламента и обратил внимание на необходимость совершенствования эталонной базы России для обеспечения качества и достоверность измерений показателей нефти и продуктов ее переработки.

Минпромторг России совместно с Росстандартом в рамках реализации программы развития Национальной эталонной базы организовали работы по совершенствованию эталонов измерения расхода нефти, нефтепродуктов и попутного нефтяного газа на базе Федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийский научно-исследовательский институт расходометрии» (ФГУП «ВНИИР») — головной метрологической научно-исследовательской организации в области измерения расхода жидкости и газа.

Для обеспечения единства измерений количества добытой нефти по скважине и участкам недр во ВНИИР разработан и изготовлен Государственный первичный специальный эталон единицы расходов трехкомпонентных двухфазных сред. Данный эталон воспроизводит единицу расхода водонефтегазовой смеси в диапазоне расходов до 110 т/ч и обеспечивает газовый фактор до 300 нм/м3.

Также В. Иванов рассказал о создании Государственного испытательного полигона. С целью повышения значимости стандарта для достоверного учета добытой нефти и попутного нефтяного газа между Росстандартом и Правительством Республики Татарстан подписано Соглашение о создании на территории республики Государственного испытательного полигона. Полигон обеспечит передачу единицы измерения от эталонов рабочим системам и повысит уровень испытаний средств измерения количества сырой нефти и нефтяного газа. Полигон и государственные первичные эталоны, расположенные на территории ВНИИР, составят единый государственный эталонный комплекс, работающий на сырой нефти, попутном нефтяном газе и подтоварной воде.

Создание полигона следует рассматривать как обязательную составную часть государственной системы «Нефтеконтроль», создаваемой Минэнерго России во исполнение поручений Президента и Правительства РФ по контролю перемещения нефти и нефтепродуктов.

Добыча и разработка нефти сопряжена еще и с таким немаловажным вопросом, как использование попутного нефтяного газа. Подготовка нормативной базы, регулирующей аспекты, связанные с его добычей, ведется параллельно с усовершенствованием нормативной базы по нефти. При разработке документов на эту тему необходим системный и комплексный подход. О нем и рассказала участникам конференции зав. Лабораторией «Ресурсов газа и перспектив развития» ОАО «НИПИгазпереработка» Л. Сапрыкина.

Рабочая группа по вопросам формирования нормативной базы по добыче и использованию попутного нефтяного газа создана с решением Президиума межотраслевого совета по техническому регулированию и стандартизации в нефтегазовом комплексе России.

По результатам совещаний в программу разработки национальных стандартов Росстандарта включены следующие документы:

  • Использование попутного нефтяного газа (ПНГ). Малогабаритные блочные перерабатывающие комплексы. Общие технические требования;
  • Использование ПНГ. Малогабаритные блочные перерабатывающие комплексы. Термины и определения;
  • Попутный нефтяной газ. Критерии кондиционности. Также направлено письмо в Минэнерго РФ с предложением разработать «Атлас технологий и оборудования», который позволит систематизировать применяемые технологии и оборудование в сфере подготовки и переработки ПНГ. Также на основе атласа пользователь может создать справочный документ, чтобы быстрее и проще оценивать эффективность выбранной технологии или оборудования для переработки ПНГ, оценить альтернативные пути утилизации и проводить на их основе сравнительный экономический анализ.

Комитет РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия в рамках исполнения основных задач по вовлечению промышленности и организации международного сотрудничества в пределах проведения реформы технического регулирования оказывает активную организационную поддержку АНО «Институт развития промышленности», о деятельности которого рассказал исполнительный директор Института А. Сухоруков.

Основными направлениями деятельности Института развития промышленности являются следующие:

  • техническое регулирование (мониторинг проектов технических регламентов Таможенного союза в целях оценки их влияния на деятельность компаний и подготовки предложений по их доработке);
  • промышленная и пожарная безопасность;
  • инновационное развитие компаний.

Особое внимание сотрудники Института развития промышленности уделяют вопросам стандартов систем энергоменеджмента (ЭМ), которые представляют собой основу и рыночно-ориентированные средства для распространения и внедрения лучшего опыта в области ЭМ.

Система энергоменеджмента обладает следующими преимуществами: концентрирует основное внимание на управлении; содержит в себе системный подход; помогает определить и сконцентрироваться на наиболее существенных энергоаспектах; фокусируется на данных и численных методах; с ее помощью достигается преемственность при смене персонала и непрерывность усовершенствований. Все это, несомненно, будет способствовать экономии энергии и затрат.

В целом по итогам проведенного мероприятия можно сказать, что «Нефтегазстандарт» — площадка для дискуссий и обмена опытом, способствующая скорейшему внедрению в производство самых передовых технологий и реализации самых актуальных проектов.

Татьяна СЕЛИВАНОВА