Кредо-проектирование

Ю. Комарницкий, начальник отдела автоматизации производства института «Уралгипротранс».

В октябре текущего года в Москве состоялся финал VII Международного конкурса производственных проектов, выполненных с применением технологий CREDO. Технологический материал победителя номинации «Транспорт» мы публикуем на страницах нашего издания.

В настоящее время быстро развиваются компьютерные техника и технологии, в том числе в области изысканий, проектирования и строительства. В связи с этим может быть интересным описание проектирования железнодорожной станции Юность Комсомольская на участке Тобольск — Сургут ж/дорожной линии Тюмень — Новый Уренгой, выполненная с применением технологий САПР КРЕДО 3.

Данный проект получил первую премию на VII Международной конференции «Современные технологии изысканий, проектирования, строительства и геоинформационного обеспечения», состоявшейся в Москве 18-20 октября 2011 года.

Проектная документация по развитию железнодорожной инфраструктуры участка Тобольск — Сургут Свердловской железной дороги выполнена на основании задания на проектирование от 9 сентября 2008 года, утвержденного первым вице-президентом ОАО «РЖД» В.Н. Морозовым.

Участок Тобольск — Демьянка является частью железнодорожной линии Тюмень — Сургут — Новый Уренгой с ответвлением на Нижневартовск, предназначенной для освоения нефтяных и газовых месторождений северных районов Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов и обеспечения транспортных связей этих регионов с районами Сибири, Урала и европейской части России.

Цель проекта — увеличение пропускной способности участка, в т.ч. за счет строительства второго главного пути на всем протяжении участка и необходимого развития станций для пропуска расчетного поездопотока, усиления и развития устройств электроснабжения, водоснабжения и канализации, теплоснабжения и др.

Грузовая станция Юность Комсомольская по объему выполняемой работы относится к станциям четвертого класса. Путевое развитие станции состоит из четырех приемо-отправочных путей (включая главные, полезной длиной 1035-1110 м) и пяти прочих (полезной длиной 88-1040 м).

К основным недостаткам схемы путевого развития станции Юность Комсомольская относятся:

  • недостаточное количество приемо-отправочных путей для пропуска существующего поездопотока при действующем частично-пакетном графике движения;
  • отсутствие промежуточной пассажирской платформы и недостаточное количество путей для пассажирского движения, что приводит к искусственному сдерживанию пассажирских поездов на соседних станциях;
  • отсутствие вытяжного пути.

ОАО «РЖД» были рассмотрены два варианта развития станции, разработанные ОАО «Уралгипротранс» — по продольной и поперечной схеме. Схемы вариантов были предварительно разработаны ОАО «Уралгипротранс» в Автокаде на основе имеющихся путевых планов. По результатам сравнения вариантов была выбрана поперечная схема и дальнейшая работа велась только по ней.

Особый интерес представляет комплексность выполнения работ по разным специальностям, начиная с изысканий.

Проектная документация разработана на основе цифровой модели местности, созданной изыскателями Уралгипротранса с использованием КРЕДО ЛИНИЗ (модуль Линейные изыскания) по материалам инженерно-геодезических и линейных изысканий, выполненных Уралгипротрансом в 2008-2009 годы.

Цифровая модель местности (ЦММ) была создана в программе КРЕДО ЛИНИЗ на основе съемки, выполненной электронными тахеометрами Leika и Trimble. ЦММ включает в себя рельеф местности, наземную ситуацию, подземные и наземные коммуникации со всеми атрибутами (диаметр, материал, напряжение и пр.) и продольными профилями, и многое другое, например, уровни воды в водотоках различной вероятности превышения.

На основе такой ЦММ можно рассчитывать объемы между поверхностями и получать продольные и поперечные профили по проектируемым сооружениям, разрезы, в которых, кроме поверхности, отображаются пересекаемые коммуникации и другие линейные объекты (кромки асфальта и пр.).

Развитие станции Юность Комсомольская намечено осуществить с укладкой пяти дополнительных приемо- отправочных путей и вытяжного пути. Для осуществления посадки — высадки пассажиров намечается устройство пассажирской платформы и строительство пешеходного моста через все пути станции.

Предусмотрен ряд зданий и сооружений, необходимых для полноценной работы станции, к которым методами КРЕДО ГЕНПЛАН запроектированы подъезды, площадки для стоянки транспорта и пр.

На станции Юность Комсомольская методами ЛИНИЗ запроектирована система наружного пожаротушения зданий, сооружений и подвижного состава, а также необходимые сети связи, электроснабжения, управления, водоотведения и т.д.

Порядок выполнения проектных работ был следующий:

  1. Проектирование специалистами отдела ж/дорожных узлов и станций (ОУС) путевого развития станции в плане и профиле, проектирование земляного полотна и водоотводов. Передача заданий смежным отделам:

    • отделу промышленных технологий и сантехнических сооружений (ОПТС) — проектирование сетей водоснабжения и водоотведения, сооружений пожаротушения, очистных сооружений и т.п.;
    • архитектурно-строительному отделу (бригаде генплана) — проектирование планировки площадок проектируемых и реконструируемых зданий и сооружений;
    • отделу электрификации (ОЭ) — проектирование сетей и устройств электроснабжения, автоматики и КИП;
    • отделу связи (ОС) — проектирование магистральных, местных и других сетей и устройств связи;
    • отделу изысканий и проектирования железных и автомобильных дорог (ОИИП) — проектирование автодорожных подъездов к зданиям, площадкам и устройствам пожаротушения;
    • отделу мостов (ОМ) — проектирование пешеходного моста и водопропускных сооружений.

    Все смежники были подключены к корпоративной базе данных КРЕДО, в которой содержались цифровая модель местности и цифровая модель проекта станции.

    Использование корпоративной базы данных позволяет исполнителям видеть проекты смежников в реальном времени и использовать их данные для согласования проектных решений. Например, на планах, в профилях и разрезах становятся видны не только существующие коммуникации, но и проектируемые коммуникации, поверхности и пр.

  2. Разработка смежниками своих проектных решений по генплану, автоподъездам и коммуникациям в увязке между всеми специальностями в системах КРЕДО ДОРОГИ, ЛИНИЗ и ГЕНПЛАН.
  3. Согласование с подразделениями ОАО «РЖД» и корректировка решений по замечаниям.
  4. Создание чертежей, ведомостей и их оформление в соответствии с нормами.

Поскольку в 2010 году система КРЕДО ГЕОЛОГИЯ еще не действовала, обработка инженерно-геологических данных велась в программе CREDO-GEO, а проектировщики в процессе работы пользовались чертежами профилей с геологическими данными, созданными изыскателями и геологами в формате Автокада.

Для стандартизации создания цифровых моделей проектов, чертежей и ведомостей были созданы шаблоны для всех специальностей и рабочие инструкции Системы качества с описанием технологии работ.

Для примера можно привести в сокращенном виде технологическую цепочку проектирования станции:

  • создать проект OUS-ПЖ импортом шаблона prx из библиотеки на сервере;
  • запроектировать путевое развитие трассами;
  • создать линейные тематические объекты (ЛТО) проектируемых путей в слое ЛТО проект путей. ЛТО должны полностью соответствовать (по номерам путей и пр.) согласованной схеме станции;
  • создать профили ЛТО проектируемых путей, используя снесенные (из окна развернутого плана) профили ЛТО существующих путей и профили ЛТО ранее запроектированных путей (или профили трасс);
  • создать точечные тематические объекты (ТТО) проектируемых стрелочных переводов, задавая их отметки из профилей ЛТО проектируемых путей. Таким образом стрелочные переводы отображаются не только в плане, но и на профилях проектируемых путей;
  • проставить уклоны, расстояния и отметки г.р. проектируемых путей в слое Размеры/ Уклоны по путям для использования при создании уклоноуказателей на чертежах путевого развития;
  • создать профиль проектируемого крайнего пути в уровне головки рельса, используя снесенные профили запроектированных ЛТО;
  • задать (выбрать из библиотеки) стили откосов насыпи и выемки;
  • в процессе просмотра поперечников изменить (или добавить) стили откосов;
  • отредактировать продольный водоотвод (при необходимости);
  • создать цифровую модель проекта (ЦМП);
  • в окне плана, если нужно, достроить ЦМП в соответствующих подслоях слоя Проектные поверхности;
  • создать чертежи поперечных профилей;
  • если нужно, создать уклоны, расстояния и отметки по проектируемым водоотводам в соответствующем слое (для отображения на путевом плане);
  • рассчитать объемы земляных работ;
  • создать ведомости стрелочных переводов и проектируемых путей и отредактировать их;
  • создать границы полосы проектируемого отвода и проставить координаты углов границ с привязкой к главному пути«;
  • создать ведомость площадей дополнительно занимаемых земель, используя ПТО или регионы, созданные по границам угодий и полос отвода (проектируемой и существующей).

После создания цифровой модели своей части проекта специалист ОУС выдал задание всем смежникам на проектирование пожарных автоподъездов, сетей водоснабжения и водоотведения, электрических сетей и сетей связи. Генпланисты работали по заданиям от конструкторов зданий.

Технологическая цепочка проектирования коммуникаций:

  • создать проект своей специальности (например, проект OPTS-ВС) импортом шаблона prx;
  • создать трассы коммуникаций (как ЛТО — линейные тематические объекты);
  • создать колодцы проектируемых коммуникаций (или опоры, если коммуникации наземные) как ТТО — точечные тематические объекты. При этом обязательно определить отметки колодцев интерполяцией из поверхности (существующей или проектной);
  • создать профили коммуникаций, если это необходимо.

До создания чертежей положение всех коммуникаций было увязано в плане и, при необходимости, в профиле с проектными решениями смежников.

После увязки проектных решений специалист ОУС создал чертежи путевого плана и сводного плана инженерных коммуникаций.

Учитывая, что стадия проектирования — «Проектная документация», профили коммуникаций создавались только в необходимых случаях (т.е. очень редко), а чертежи профилей не создавались вовсе.

Окончательное оформление чертежей (вставка таблиц, экранирование или удаление мешающих элементов, перемещение некоторых элементов для лучшей читаемости чертежа) выполнялось в Автокаде.

В настоящее время проект получил положительное заключение государственной вневедомственной экспертизы. Ожидается задание от ОАО «РЖД» на разработку рабочей документации.