Промышленная безопасность: новая мера ответственности

Всего в заседании участвовало около 100 представителей организаций СПб и ЛО различного профиля. На практические вопросы ответили представители Северо-Западного управления Ростехнадзора, группы компаний «Городской центр экспертиз», НТЦ «Промышленная безопасность» и Консорциума «Кодекс».

Темой мероприятия стали изменения к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, которые вступают в силу с 1 января 2011 года и предполагают усиленные меры ответственности за несоблюдение норм промышленной безопасности. Пакет поправок вводится Федеральным законом № 171 от 23 июля 2010 года «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

В новой редакции Закона введено понятие должностной дисквалификации, практика, при которой решение о приостановке деятельности предприятия в случае выявления нарушений принимается инспектором во вне судебный порядок, в разы увеличены штрафы за некоторые нарушения в сфере обеспечения промышленной безопасности.

Открывая заседание, председатель Комитета, президент Консорциума «Кодекс» Сергей Тихомиров отметил, что промышленная безопасность сегодня является одним из приоритетных направлений реформы технического регулирования. Не смотря на это, у представителей бизнес-сообщества по-прежнему остается немало вопросов, связанных, в первую очередь, с нововведениями в законодательство. Также обсуждения требует и проект создания СРО в области промышленной безопасности.

По мнению Александра Сорокина, заместителя руководителя Северо-западного управления Ростехнадзора, динамичный рост экономики может быть обеспечен только при соблюдении должного уровня промышленной безопасности, который невозможен без консолидации действий со стороны властей и бизнеса. Существующие штрафы зачастую позволяли предпринимателям игнорировать предписания проверяющих органов. С вступлением в силу поправок к Кодексу об административных нарушениях у представителей Ростехнадхора появились реальные рычаги давления. «Тем не менее, ужесточение санкций накладывает даже большую ответственность на инспектора за адекватность применяемых мер, чем на хозяйствующий субъект», — отметил Александр Сорокин.

Докладчик подчеркнул, что законотворцы намерены устранить противоречия, имевшиеся в предыдущей редакции кодекса. Так, за административные правонарушения в области ОПО лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Так, изменением в абзац 2 части 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от 20 до 30 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от 200 до 300 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах (ч.2. ст. 9.1.) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 4 до 5 тыс. рублей; на должностных лиц — от 30 до 40 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от одного года до полутора лет; на юридических лиц — от 300 до 400 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В новой редакции части 3 указанной статьи грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от 500 тыс. до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей. Понятие грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Под должностными лицами в организациях, не являющихся органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа организации, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно_хозяйственные функции в организации. В случае, когда полномочия единоличного исполнительного органа организации осуществляет юридическое лицо (управляющая организация), под должностным лицом понимается лицо, к должностным обязанностям которого относятся вопросы технической политики и промышленной безопасности. В случае отсутствия такого лица в управляющей организации под должностным лицом понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа управляющей организации.

Статья 9.5 была дополнена частью 11, согласно которой невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 50 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — от 400 до 700 тыс. рублей.

В статье 32.12 часть 1 была изложена в новой редакции, согласно которой постановление судьи, органа, должностного лица, назначивших административное наказание в виде административного приостановления деятельности, исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления.

Согласно новой редакции части 3 той же статьи административное приостановление деятельности досрочно прекращается судьей, органом, должностным лицом, назначившими административное наказание в виде административного приостановления деятельности, по ходатайству лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, устранены. При этом лицом, назначившими административное наказание в виде административного приостановления деятельности, в обязательном порядке запрашивается заключение должностного лица, уполномоченного в соответствии со статьей 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях составлять протокол об административном правонарушении. Заключение дается в письменной форме с указанием фактов, свидетельствующих об устранении или о неустранении лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическим лицом обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде приостановления деятельности. Заключение не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, назначивших административное наказание в виде административного приостановления деятельности, и оценивается по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса. Несогласие судьи, органа, должностного лица с заключением должно быть мотивировано. Ходатайство рассматривается судьей, органом, должностным лицом, назначившими административное наказание в виде административного приостановления деятельности, в пятидневный срок со дня поступления ходатайства в порядке, предусмотренном главой 29 Кодекса, с учетом особенностей, установленных рассматриваемой статьей. При этом для участия в рассмотрении ходатайства вызывается лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законный представитель юридического лица, которые вправе давать объяснения и представлять документы.

Большинство нововведений законодательства в области промышленной безопасности направлено на повышение ответственности и самостоятельности предпринимателя. Так Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» разрешает плановые проверки предприятия не чаще, чем 3 раза в год. Александр Сорокин высказывает опасения, что данное положение может привести к «эффекту накопления» проблем на производстве и усугубить существующую ситуацию в сфере ОПО.

Алексей Исаков, директор по науке группы компаний «Городской Центр Экспертиз», озабочен вопросом все меньшего участия государственных органов в обеспечении и отслеживании качества промышленной безопасности. Докладчик высказал критические замечания по поводу принятых в первом чтении поправок к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Например, в новой редакции закона функции Ростехнадзора по проведению экспертизы и регистрации опасных промышленных объектов могут быть переданы СРО. В данном случае остро встает вопрос подготовки и аттестации экспертов, создания обучающих комплексов, разработки программы подтверждения квалификации специалистов, которые будут принимать ОПО.

Основные изменения в обеспечении промышленной безопасности обобщила Юлия Пантюхова, научный сотрудник Отдела управления промышленной безопасностью ЗАО «Научно-технический центр «Промышленная безопасность». Помимо ужесточения мер за несоблюдение норм, предпринимателей ожидает значительное увеличение страховых сумм, которые будут высчитываться исходя из числа потенциальных пострадавших. Г-жа Пантюхова рассказала, что сегодня активно обсуждается возможность создания специального реестра дисквалифицированных должностных лиц, а также затронула проблему избыточности функций Ростехнадзора и возможность передачи части из них СРО.

На заседании выступили представители Консорциума «Кодекс». Игорь Мелешкин, директор управления маркетинговых коммуникаций, осветил вопросы нормативного регулирования промышленной безопасности в контексте реформы технического регулирования. Докладчик отметил, что реализация законотворческих инициатив невозможна без достаточной информационной поддержки. Обеспечение бизнес-сообщества актуальными документами и сведениями берет на себя Информационный канал «Техэксперт». Антон Сирченко, менеджер управления создания информационных продуктов, более подробно рассказал о возможностях систем, разрабатываемых Консорциумом. Так, проследить за внесенными в Кодекс поправками специалистам поможет сравнительная таблица, представленная в системе «Техэксперт: Промышленная безопасность», а раздел «Справочник по промышленной безопасности», включающий специальную справку «Требования промышленной безопасности», знакомит пользователей с актуальной подборкой материалов по данному вопросу.

В заключение Сергей Тихомиров отметил, что проблемы и факторы риска в области промышленной безопасности из-за высокой степени износа основных производственных фондов как никогда актуальны для промышленного комплекса. Именно поэтому экспертные мнения людей, работающих в данной сфере, наиболее ценны для создания эффективного механизма контроля соблюдения промышленной безопасности, а также сокращения случаев техногенных аварий и катастроф. Председатель Комитета заверил собравшихся, что текст резолюции, принятой в ходе заседания, а также конкретные предложения участников будут направлены законотворцам.