Инновации и реалии

Вопросы теплоэнергетики волнуют не только население нашей страны. Весьма озадачены проблемами потери ресурсов и наращивания долгов и производители тепла, и поставщики. И даже министерства Российской Федерации стараются сделать посильный вклад в развитие отрасли, о чем много было уже сказано и еще не раз представители правительства и парламента к этому вопросу вернутся. Как, например, произошло 7-8 сентября на отраслевой научно-практической конференции в Москве.

В первой декаде сентября в Москве при поддержке Совета Федерации, Госдумы, Министерства энергетики и Министерства экономического развития РФ прошла конференция «Теплоснабжение — 2011: Инновационныйсценарий развития». В мероприятии приняли участие ведущие производители тепловой энергии, компаниитранспортировщики, ЖКХ, научно-технические и научно-производственные центры. Организаторами отраслевой конференции выступили некоммерческое партнерство «Российское теплоснабжение» и Корпоративный энергетический университет.

Представим наиболее интересные на наш взгляд доклады.

Первый день конференции был посвящен актуальным вопросам изменения в законодательстве: дополнения к № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и Постановлению Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений и многоквартирных домов».

Буква закона от Минэнерго

В конце декабря 2010 года было подписано распоряжение Правительства Российской Федерации № 2485-р об утверждении плана первоочередных мероприятий по реализации положений ФЗ «О теплоснабжении».

Утвержденный план первоочередных мероприятий по реализации положений закона предусматривает совместную работу шести федеральных органов исполнительной власти: Министерства регионального развития, Министерства энергетики, Министерства экономического развития, Ростехнадзора, ФАС, Федеральной службы по тарифам.

По словам М. Кобяковой, советника заместителя министра энергетики России, Минэнерго России является головным исполнителем по разработке и внесению в Правительство РФ двух проектов постановлений:

  • «О внесении изменений в некоторые положения федеральных органов исполнительной власти, в части распределения полномочий между названными органами, в сфере теплоснабжения» (иными словами об определении уполномоченного органа в сфере теплоснабжения);
  • «Об утверждении порядка вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей, в том числе порядка компенсации собственникам или иным законным владельцам источников тепловой энергии, тепловых сетей финансовых убытков, в отношении которых орган местного самоуправления поселения или городского округа потребовал приостановить вывод указанных объектов из эксплуатации на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии».

В докладе г-жи Кобяковой было озвучено распределение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, предусмотренное в проекте Постановления Правительства РФ.

К полномочиям Минэнерго отнесено утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения от 500 тысяч человек, а также городов федерального значения: Москвы и Санкт-Петербурга. В том числе именно данным министерством будет определяться единая теплоснабжающая организация.

В ряд полномочий Минрегиона отнесено рассмотрение разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и потребителями. Спектр проблем ограничен вопросами разработки, утверждения и актуализации схем теплоснабжения городов с численностью населения менее 500 тысяч человек.

Согласно проекту, Минрегиона теперь уполномочено вести государственный реестр саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения, осуществлять государственный контроль и надзор за деятельностью СРО в отрасли. Также министерство сможет обращаться в суд с требованием об исключении некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения в случаях, предусмотренных законодательством.

Напомним, что 30 августа 2011 года проект Постановления одобрен Правительственной комиссией по административной реформе. Ожидается подписание постановления.

В докладе представителя Министерства экономики также было выделено три критерия определения Единой теплоснабжающей организации.

Проект порядка вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей был разработан Министерством энергетики в первом квартале и согласован без замечаний со стороны ФАС и Ростехнадзора. Подписан протокол разногласий с Минэкономразвития и Минрегионом, получено заключение Минюста.

«Вывод из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей осуществляется по согласованию с органами местного самоуправления поселений, городских округов и потребителями тепловой энергии, — пояснила советник заместителя министра экономии РФ.

— Вывод в ремонт и из эксплуатации оборудования электростанции, которая функционирует в режиме когенерации, включенного в перечень объектов диспетчеризации субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, а также вывод из эксплуатации когенерирующей электростанции, установленной мощностью 5 МВт и более, осуществляется по двойному согласованию.

Во-первых, с органами местного самоуправления поселений, городских округов, на территории которых осуществляется теплоснабжение с использованием данных объектов, в соответствии с настоящим Порядком.

Во-вторых, с субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, а в случае вывода из эксплуатации — также с Минэнерго России».

Относительно случаев, когда продолжение эксплуатации объектов по требованию органа местного самоуправления ведет к некомпенсируемым финансовым потерям, собственники или владельцы станций будут обеспечены соответствующей компенсацией путем выделения средств из местных бюджетов.

Размер компенсации в таком случае определяется владельцем объекта как разница между экономически обоснованной необходимой валовой выручкой (рассчитывается она в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, за вычетом выплачиваемых из бюджетов всех уровней субсидий) и фактической выручкой от осуществления деятельности.

После этого сумма согласуется с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения. Орган обязан рассмотреть расчет и направить согласование или разногласия к нему в течение 30 дней с момента получения документа.

По словам г-жи Кобяковой, 2 сентября 2011 года проект внесен в Правительство Российской Федерации. Проект приказа Минэнерго России «Об утверждении порядка составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований» также был разработан Министерством в первом квартале текущего года, согласован без замечаний со стороны Минэкономразвития и ФСТ, а 28 июля 2011 года направлен в Правительство РФ с просьбой наделить Минэнерго России полномочиями на издание приказа.

Также в своем выступлении М. Кобякова коснулась правил оценки готовности к отопительному периоду в сфере теплоснабжения, Приказа Минэнерго «Об утверждении порядка расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении», который в настоящее время направлен на согласование в Ростехнадзор и Минрегионом, и порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии.

«Пилотки» по размеру

Во второй день проведения мероприятия были представлены пилотные проекты в области теплоснабжения. К участию были приглашены руководители и специалисты ведущих предприятий теплоэнергетического комплекса России. Президент НП «Российское теплоснабжение» (Москва) В. Семенов представил на конференции «Комплексный проект повышения надежности и энергоэффективности тепловых сетей».

Практически как аксиомы прозвучали высказывания о потребности во внешних инвестициях, о том, что предприятиям отрасли нужны значительные средства на модернизацию тепловых сетей, существующих тарифных поступлений недостаточно для осуществления проектов модернизации, поскольку основная их часть уходит на оплату потерь и аварийных работ.

Но, по мнению г-на Семенова в процессе привлечения внешних инвесторов могут возникнуть такие риски:

  • Сложившаяся практика строительства тепловых сетей с низким ресурсом и их неудовлетворительная эксплуатация (повреждения трубопроводов могут появляться до срока окупаемости проекта);
  • Отдельно взятые участки тепловых сетей не могут быть ликвидным активом;
  • Отсутствие перспективных схем развития систем теплоснабжения приводят к неправильному выбору диаметров, трассировки тепловых сетей и возможной их замене в период действия проекта модернизации.

Для того чтобы избежать острых углов при выборе инвертора, докладчик рекомендовал руководствоваться следующими положениями:

  • учитывать в проекте существенную экономию средств теплоснабжающей организации, образующуюся при его реализации;
  • разрабатывать проект на систему теплоснабжения в целом, а не на отдельные ее участки;
  • применять требования к качеству деятельности по планированию развития, проектированию, поставке, строительству и эксплуатации тепловых сетей и ввести процедуру соответствия;
  • разработать инвестиционные тарифные модели;
  • найти поддержку проекта у органов государственной власти и местного самоуправления.

В завершении доклада В. Семенов пояснил, что «в обеспечение привлечения внешних инвестиций в модернизацию тепловых сетей предложен типовой алгоритм выполнения работ по повышению надежности и энергоэффективности тепловых сетей в соответствии с системой качества».

Тепло или горячо?

Главный инженер ОАО «Теплосеть Санкт-Петербурга» И. Стренадко рассказал о комплексной системе приемки тепловых сетей. По словам специалиста, «в процессе входного контроля проверяется состояние металла трубопровода и параметры системы ОДК. При сомнении в качестве материалов, фрагменты металла, ППУ и ПНД проверяются на соответствия ГОСТ с привлечением независимой экспертной организации». В условиях испытательной лаборатории образцы ППУ и фрагменты ПНД оболочки проверяются на соответствие основным требованиям технологического процесса. Так, плотность ППУ должна быть не менее 60 г/см3; доля закрытых пор — не менее 90%. Контроль качества монтажа провода и однородность заполнения трубоэлемента ППУ выполняется с помощью рентгеновской установки.

Также, г-н Стренадко рассказал о проекте бесперебойного горячего водоснабжения в крупных городах.

Одной из целей функционирования современным тепловых компаний является постоянная подача горячей воды в квартиры и учреждения. Причем, в соответствии нормативным требованиям СанПиН 2.1.4.1074_01 температура горячей воды устанавливается в диапазоне от 60о С до 75о С. А качество воды и ее соответствие физико-химическим и бактериологическим показателям определяется нормативам питьевого стандарта СанПиН 2.1.4.1074_01.

До 2010 года между энергоснабжающей организацией Санкт-Петербурга ОАО «ТГК-1» и потребителями тепловой энергии существовало промежуточное звено — ГУП «ТЭК СПб», в ведомстве которого находились внутриквартальные тепловые сети и ЦТП.

ГУП «ТЭК СПб» не имел договорных отношений с потребителями и осуществлял посредническую деятельность на основании договора транзита с ОАО «ТГК-1».

Из доклада представителя санкт-петербургской тепловой компании стало ясно, что особенности системы теплоснабжения города способствуют развитию проблемы низкого качества горячего водоснабжения.

Причиной тому стали открытый водоразбор, высокий процент сетей, попросту выработавших эксплуатационный ресурс, низкий уровень эксплуатации внутриквартальных тепловых сетей (возникший вследствие отсутствия заинтересованности ГУП «ТЭК СПб» в качественном оказании услуг по теплоснабжению потребителей). Также на положение сказались регулярное отключение циркуляции в системе во время межотопительного периода, длительные перерывы горячего водоснабжения потребителей в летний период для обеспечения выполнения текущего ремонта и проведения гидравлических испытаний тепловых сетей.

Кроме того, оставляет желать лучшего и технология проведения гидравлических испытаний тепловых сетей. Теплоэлектроцентрали города для подготовки подпиточной воды используют ресурсы Невы. По словам специалиста, протяженность магистральных и распределительных тепловых сетей в зависимости от срока службы трубопровода по состоянию на 1 января 2011 года выглядит следующим образом:

55,5% — до 15 лет;

25% — от 16 до 25 лет;

19,5% — более 25 лет.

При этом, протяженность внутриквартальных тепловых сетей в зависимости от срока службы трубопровода по состоянию на 1 января 2011 года выглядит несколько иначе:

42% — до 15 лет;

30% — более 25 лет;

28% — от 16 до 25 лет.

В связи с вышеизложенным, в основные разделы программы ОАО «ТГК-1», направленные на повышение качества горячего водоснабжения попали управленческие директивы и организационно-технические мероприятия, которые призваны изменить сложившуюся практику и технологию организации системы теплоснабжения. Цель программы — устранение недостатков, отрицательно влияющих на качество горячего водоснабжения потребителей.

На управленческом уровне руководство ОАО «ТГК-1» приняло ряд организационных решений, направленных на переход к бесперебойному горячему водоснабжению потребителей. «В частности это отказ от проведения ежегодных масштабных гидравлических испытаний на плотность и прочность от энергоисточников и замена их альтернативными методами неразрушающего контроля.

Будет произведен перевод теплоисточников, использующих в системе водоподготовки воду непосредственного водозабора из Невы, на использование воды питьевого качества, из системы городского водоснабжения», — пояснил г-н Стренадко. В ближайшее время планируется реализация программы перехода на закрытый водоразбор. По словам представителя ОАО «Теплосеть Санкт-Петербург» организация планово-предупредительных ремонтов в летний период согласно проекту будет осуществляться таким образом, чтобы избежать необходимости прекращения подачи воды во время проведения тех или иных видов работ.

Немаловажным пунктом должна стать разработка режимных схем теплоснабжения на межотопительный период, исключающих плановые отключения горячего водоснабжения потребителей за счет использования резервных связей на тепловых сетях. Но надо отметить, что данные организационные решения в совокупности с выполнением ряда технических мероприятий на ТЭЦ позволили в межотопительный период 2011 года впервые за историю ОАО «ТГК-1» и «Ленэнерго» обеспечить бесперебойное горячее водоснабжение.

«Переход на круглогодичную циркуляцию позволил полностью решить проблему низкой температуры горячей воды у потребителей в межотопительный период», — рассказал эксперт. На основании решения совещания в КЭиИО от 3 апреля 2009 года ОАО «Теплосеть Санкт-Петербурга» заменило практику проведения гидравлических испытаний магистральных и распределительных тепловых сетей от энергоисточников в зонах поддержания «летней» циркуляции на альтернативные методы неразрушающей дефектоскопии — 100% УЗК сварных соединений после проведения ремонтных работ, внутритрубная диагностика.

Г-н Стренадко отметил, что в настоящее время достигнута договоренность с ГУП «Водоканал» на подключение ЭС-2 ЦТЭЦ и ТЭЦ-17 к системе городского водоснабжения. Соответствующие строительно-монтажные работы запланированы на 2012 год.

Вопрос полного перевода ТЭЦ-7 на использование в водоподготовительном цикле воды горводопровода с ГУП «Водоканал» уже решен.

Для полного перехода на закрытый водоразбор в масштабе Санкт_Петербурга необходимо провести следующие мероприятия: реконструкцию ИТП с установкой теплообменников; замену трубопроводов внутридомовых систем ГВС коррозионно-стойкими пластиковыми трубами; обеспечение увеличения подачи потребителям холодной воды городского водопровода на величину расхода ГВС.

Со стороны теплоснабжающей организации (ОАО «ТГК-1» и ОАО «Теплосеть Санкт-Петербурга») уже созданы условия для перевода системы теплоснабжения на закрытый водоразбор путем организации круглогодичной циркуляции теплоносителя.

Денежки любят счет

Об интересном опыте создания и эксплуатации высокоэффективного программного комплекса по обслуживанию приборов учета тепловой энергии рассказал гость из Томска П. Зорин, заместитель директора по информационным технологиям ООО «Центр сервисного обслуживания».

Программный комплекс создавался с 2003 года на основе автоматизированной системы «АС Тепло». В 2011 году было произведено внедрение новых модулей и возможностей.

С технической точки зрения, преимуществами использования нововведения стали:

  • своевременный сбор и оперативный доступ к полученным данным;
  • договорная информация, разграничение прав доступа;
  • анализ данных и составление сводных отчетов;
  • база оборудования узлов учета;
  • WEB-доступ к данным со стороны контрагента, прямая передача данных в ЭСО.

Средствами и методами технического обслуживания и контроля в Томске выбрали следующие:

  • оборот оборудования узлов учета (выдача задания и оборудования бригаде, устранение проблем на узле учета, сдача неисправного оборудования в ремонт и поверку, возврат оборудования в оборотный фонд);
  • взаимодействие с ЭСО (проверка документации, совместный инспекционный выезд, предварительный акт, контроль показаний после запуска, допуск на коммерческий учет).

В. Лидерман, генеральный директор ООО «Интернет-Сервис» (г. Чебоксары) рассказал о практике создания и внедрения эффективной системы расчетов для теплоснабжения на основе современных IT-технологий. «Качество и результативность работы предприятий теплоснабжения в большой мере зависят от грамотного управлениями, — уверен эксперт. — Принятие эффективных управленческих решений основывается на полноте информации об объектах, бизнес-процессах, точности и оперативности выполнения аналитических и экономических расчетов.

Немалую роль при этом играют единство используемых данных и синхронность работы служб и подразделений, а также минимизация управленческих расходов и контроль выполнения принимаемых решений».

Автоматизация бизнес-процессов теплоснабжающих предприятий, по мнению докладчика, возможна за счет внедрения Аналитической информационной системы «OMNI-UtilitieS» (АИС «OMNI_US»). Это многофункциональная, модульно-компонуемая система, обеспечивающая выполнение следующих функций:

  • ведение договоров с потребителями;
  • технический учет параметров распределительной сети, описание объектов теплопотребления и точек присоединения потребителей;
  • расчет и оперативный учет потребления и реализации тепла;
  • бухгалтерский учет расчетов с потребителями;
  • многомерный анализ реализации и потерь теплоэнергии;
  • построение регламентных отчетов;
  • работа с неплательщиками, ведение претензионно-исковой деятельности, ограничений теплоснабжения;
  • ведение документооборота.

Организация деятельности теплоснабжающего предприятия с использованием АИС «OMNI-US» позволяет усовершенствовать взаимодействие всех подразделений предприятия, способствует росту выручки, а также аккумулирует повышение доверия клиентов за счет улучшения сервиса.

Г-н Лидерман отметил, что за 10 лет ООО «Интернет-Сервис» было разработано и внедрено в эксплуатацию на предприятиях ТЭК и ЖКХ более ста АИС «OmniUtilitieS».

В целом за два дня было заслушано более 30 докладов, каждый из которых так или иначе вскрывал проблемные стороны теплоэнергетики.

Очень часто звучало сожаление о том, что отрасль до сих пор не имеет профильного министерства, а это затрудняет, а иногда и попросту тормозит решение многих вопросов.

Также неоднократно участники конференции говорили о необходимости проведения мероприятий просветительского характера, поскольку в уме большинства потребителей тепловой энергии отождествляются теплоэнергетика и ЖКХ, что в корне неверно.

Выражали многие докладчики сожаление о том, что не существует единой системы учета тепловых ресурсов, которая была бы признана на государственном уровне и, соответственно, валидна. Внедрение такой системы позволило бы во многом экономить ресурсы и избежать бешеных задолженностей.

И, наконец, неоднократно звучала мысль, что России необходим регламент о теплоснабжении, чтобы все представители отрасли могли следовать ему в обязательном порядке. Кроме того, на конференции выступили представители коллекторского бизнеса, Morgan&Stout, успешно взимающие просроченную задолженность в пользу предприятий сферы ЖКХ, тепло- и электроэнергетики.

По данному вопросу также высказались представители Некоммерческого партнерства «Российское теплоснабжение» и ОАО «РАО ЭС Востока».

Подробности по данному вопросу читайте в следующем номере «Информационного бюллетеня ЦНТД» в разделе «Отраслевой момент».

Марина МЯГКИХ