Здоровье нации

Текущий год ознаменован началом масштабного реформирования системы здравоохранения, которая проводится в ряде направлений. На приведение в порядок медицинских учреждений в регионах и на их оснащение медицинской техникой выделяются значительные средства — 460 млрд рублей за два года. Но модернизация не исчерпывается только финансовыми вложениями. Конечной целью процесса является повышение эффективности всей системы оказания медицинской помощи и приведение самой организационной структуры здравоохранения в соответствие с потребностями населения.

В модернизации системы российского здравоохранения акцент сделан на региональный уровень. Каждый регион определил приоритеты и разработал свою программу модернизации. В соответствии с ней федеральный центр предоставляет региону средства, а органы власти субъекта вырабатывают мероприятия для повышения качества и обеспечения доступности медицинской помощи.

Эти программы реализуют три основных направления. Первое — улучшение материальной базы системы здравоохранения региона, которое подразумевает и приведение в порядок многих лечебных учреждений, и закупку новой техники. Второе — информатизация системы, которая тоже будет работать на совершенствование работы учреждений здравоохранения. И третье — все, что связано с внедрением единых стандартов оказания медицинской помощи.

По мнению председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования Андрея Юрина, «в конечном счете, вся эта работа направлена на безусловное усиление роли первичного звена — поликлиник, диспансеров, женских консультаций и т.д. А также врачей общей практики, особенно на селе, где медицинская помощь представлена именно такими специалистами».

Вступивший с 1 января 2011 года в силу новый закон об ОМС также способствуют развитию модернизации в области здравоохранения. И, в первую очередь, тем, что предоставляет каждому гражданину реальную возможность выбора страховой медицинской компании. В прежней редакции это право декларировалось, но на деле страховую компанию выбирал за нас либо работодатель, либо орган власти субъекта Федерации. В результате страховые организации были совершенно не заинтересованы в работе с конкретным человеком. Теперь, в ситуации конкуренции за каждого пациента, страховые компании будут стремиться улучшить качество своих услуг. И в реальности они должны стать «медицинскими адвокатами» застрахованных ими лиц, помогать человеку в правильном выборе лечебного учреждения, а затем осуществлять контроль качества его лечения.

Немало в последнее время говорят и о таком виде страхования, как лекарственное. Но, по мнению председателя Федерального фонда ОМС Андрея Юрина, лекарственное страхование — это не первоочередная задача, поэтому на исполнение ее сейчас выделяется небольшое финансирование.

К первоочередным г-н Юрин относит обеспечение необходимой финансовой поддержкой программы государственных гарантий. В свою очередь, за развитие лекарственного страхования выступает первый проректор Высшей школы экономики Лев Якобсон — руководитель экспертной группы «Здоровье и среда обитания человека».

По его мнению, развитие этого направления страхования положительно скажется на уровне защиты здоровья граждан, так как речь идет о том, что, «приобретая прописанные врачом медикаменты, пациент, имеющий полис ОМС, заплатит лишь часть его стоимости — остальное будет погашено за счет страховки. При этом государство должно взять на себя часть расходов населения на лекарственное обеспечение».

Анализируя всю современную систему здравоохранения в целом, Лев Якобсон отмечает, что «наша медицина сейчас — это много врачей и низкая по мировым меркам обеспеченность материальными и финансовыми ресурсами. Если сравнивать с промышленностью, это модель ремесленного производства».

Пациента защитит закон

Государственной думой в первом чтении одобрен законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Это основополагающий закон в области здравоохранения, который определяет организацию работы системы здравоохранения и оказания медицинской помощи. Новый закон устанавливает правовые основы регулирования системы здравоохранения; конкретизирует конституционные права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь; закрепляет гарантии и механизмы их реализации в современных условиях в рамках сложившейся структуры системы здравоохранения.

Законопроект закрепляет основные принципы охраны здоровья граждан в РФ:

  • недопустимость отказа в оказании медицинской помощи при угрозе жизни человека;
  • доступность медицинской помощи;
  • соблюдение врачебной тайны; — приоритет профилактических мероприятий в сфере охраны здоровья граждан.

Проектом Федерального закона предусматривается усиление ответственности органов государственной власти за обеспечение охраны здоровья граждан и оказание медицинской помощи, а также перенос на уровень субъекта Российской Федерации основного объема полномочий, связанных с обеспечением прав граждан на бесплатную медицинскую помощь. Редакция статьи 17 проекта Федерального закона в полной мере раскрывает механизм реализации права граждан на выбор врача и медицинской организации как в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в зависимости от вида и формы оказания медицинской помощи, так и в рамках оказания платных услуг. Также в данной статье устанавливается порядок получения информации о медицинской организации, осуществляемой ею деятельности и сотрудниках, включая сведения об их образовании и квалификации.

В рамках охраны здоровья матери и ребенка уточнен порядок реализации права на бесплатное нахождение в стационаре родителя (законного представителя или члена семьи) с ребенком в возрасте до трех лет и с ребенком в возрасте старше трех лет — при наличии медицинских показаний, с учетом коечной мощности лечебного учреждения.

Это положение раньше существовало лишь в декларативном порядке и было передано на усмотрение регионам. Кроме того, в связи с реализацией антинаркотической программы, которая осуществляется Правительством РФ, с 16 до 18 лет увеличен возрастной ценз для подростков, больных наркоманией. Теперь только совершеннолетний вправе давать добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или отказ от него, в частности на оказание наркологической помощи и медицинского освидетельствования на состояние алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Существенным новшеством проекта Федерального закона стало детальное регулирование вопросов репродукции человека. Статья 51 проекта предусматривает следующие права граждан в области вспомогательных репродуктивных технологий: право на применение этих технологий (в том числе с использованием донорских и (или) криоконсервированных половых клеток и эмбрионов, а также суррогатного материнства); право на криоконсервацию и хранение половых клеток и эмбрионов в случаях риска потери способности к воспроизводству в связи с заболеванием и (или) профессиональной деятельностью; право на получение информации о данных медицинского, медико-генетического обследования донора и выявление его национальности.

Законопроект упорядочивает институт медэкспертизы и, кроме ранее существовавших медико-социальной, военно-врачебной, судебно-медицинской, судебно-психиатрической экспертиз и экспертизы временной нетрудоспособности, вводит еще один вид медицинской экспертизы — экспертиза профессиональной пригодности и связи заболевания с профессией, которая определяет соответствие состояние здоровья работника осуществляемой им профессиональной деятельности. Важнейшим элементом регулирования медицины терминальных состояний стали нормы, устанавливающие порядок определения момента смерти человека (статья 61). Констатация биологической смерти осуществляется медицинским работником, диагноз смерти мозга устанавливается консилиумом врачей.

Важным аспектом в этом вопросе являются требования к составу консилиума: среди врачей должны присутствовать анестезиолог-реаниматолог и невролог, имеющие опыт работы в отделении интенсивной терапии и реанимации не менее пяти лет; не могут включаться в консилиум специалисты, принимающие участие в заборе и трансплантации органов и (или) тканей. С принятием проекта Федерального закона будет установлено, что реанимационные мероприятия прекращаются только при признании их абсолютно бесперспективными или констатации биологической смерти.

Проект Федерального закона уделяет особое внимание правовому регулированию вопроса использования тела, органов и тканей умершего человека и в медицинских и научных целях. Такое использование возможно только в двух случаях:

  • при наличии письменного волеизъявления умершего лица, сделанного им при жизни и нотариально заверенного в установленном порядке;
  • если тело не востребовано после смерти родственниками или иными лицами в целях его погребения.

При этом гарантируется соблюдение права человека на достойное отношение к его телу после смерти: предусматривается последующее обязательное погребение тела, используемого в медицинских, научных и учебных целях.

Кроме того, законопроектом существенно расширены основания, при которых в обязательном порядке проводится патологоанатомическое вскрытие. Помимо случая подозрения на насильственную смерть, оно будет проводиться:

  1. при невозможности установления заключительного клинического диагноза или непосредственной причины смерти;
  2. при подозрении на передозировку или непереносимость лекарственных или диагностических препаратов;
  3. когда смерть связанна с проведением профилактических, диагностических, инструментальных, анестезиологических, реанимационных, лечебных мероприятиях, во время или после операции переливания крови; от инфекционного заболевания или подозрении на него; от онкологического заболевания при отсутствии гистологической верификации опухоли; от заболевания, связанного с последствиями экологических катастроф; беременных, рожениц и родильниц (включая последний день послеродового периода).

Проект Федерального закона предусматривает усиление требований к претендентам на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью. В рамках этой инициативы предполагается замена системы выдачи сертификатов специалиста медицинским и фармацевтическим работникам на процедуру аттестации, которую планируется осуществлять по окончании освоения основных образовательных программ среднего профессионального, послевузовского образования, а также дополнительных профессиональных образовательных программ не реже одного раза в пять лет.

Законом детализируются уровни образовательных программ медицинского и фармацевтического образования. При этом практическая подготовка на базе государственных и муниципальных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан, должна будет организовываться для государственной или муниципальной образовательной и научной организации на безвозмездной основе.

Усиление требований к медицинским работникам в целях защиты прав граждан в сфере охраны здоровья заключается в следующем: теперь лечащий врач, рекомендуя пациенту лекарственный препарат, медицинское изделие и т.д., обязан сообщить ему приблизительные данные о стоимости рекомендуемого, а также информировать о возможности получения соответствующего препарата/изделия безвозмездно в соответствии с законодательством РФ.

Медработники и руководители не вправе будут принимать подарки, денежные средства (за исключением ситуаций, оговоренных в законе), оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха и т.д. Также медикам законопроект запрещает принимать участие в развлекательных, торжественных и праздничных мероприятиях, проводимых за счет средств организаций, которые занимаются разработкой, производством и/или реализацией лекарственных препаратов, медицинских изделий, а также организаций, обладающих правами на использование торгового наименования лекарственного препарата, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, аптечных организаций (их законных представителей, иных физических и юридических лиц, осуществляющих свою деятельность от имени данных организаций).

Проект Федерального закона впервые в российском законодательстве предлагает четко определить источники финансового обеспечения сферы охраны здоровья граждан. В нем конкретизированы основные требования к Программе госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи и ее территориальной части. В программу государственных гарантий включена паллиативная помощь. Устанавливается базовая программа обязательного медицинского страхования как составная часть Программы государственных гарантий и единые требования к структуре территориальной программы.

В проект нового закона включена статья «Платные медицинские услуги», в которой четко определены условия оказания платных медицинских услуг гражданам, соблюдение которых позволит разграничить их предоставление с бесплатной медицинской помощью, а также установлен перечень медицинских услуг, которые не могут предоставляться гражданам за деньги.

Так, безвозмездно гражданам должны предоставляться все виды амбулаторной и стационарной медицинской помощи, включая и высокотехнологичную, а также услуги скорой помощи. Платными могут быть лишь условия особой комфортности (например, отдельная палата), а также некоторые виды косметологической медицины, пластической хирургии и стоматологической помощи.

В своей заключительной части проект Федерального закона определяет формы контроля качества и безопасности медицинской деятельности, к которым относятся: государственный контроль (проводит федеральный орган исполнительной власти), ведомственный контроль (федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов) и внутренний контроль (органы и организации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения).

Когда нужна скорая помощь...

Масштабное реформирование системы оказания экстренной помощи ведется по двум основным направлениям: отделение скорой помощи от неотложной и создание специальных отделений неотложной помощи.

На сегодняшний день все срочные вызовы принимает на себя служба скорой помощи, к работе которой у населения возникает много нареканий и вопросов. Чтобы исправить ситуацию, принято решение разделить обязанности по оказанию экстренной помощи между больницами и поликлиниками. При поликлиниках организованы службы неотложной помощи, когда вместо экстренной бригады к пациенту выезжает дежурный или участковый врач.

Такой вариант развития событий возможен в том случае, когда заболевание пациента не угрожает его жизни и помощь ему может быть оказана на дому. За машинами скорой помощи остаются тяжелые случаи, которые требуют экстренной госпитализации и серьезного лечения под непрерывным наблюдением врачей. Очевидно, что такое разделение позволит разгрузить скорую помощь и сократить время прибытия экипажа на вызов.

Министерством здравоохранения и социального развития РФ утверждена норма прибытия бригады скорой помощи после вызова в 20 минут, но директор НИИ скорой помощи им. И.И. Джанелидзе Сергей Багненко обещает, что с введением новых правил во многих регионах удастся сократить время прибытия бригады до 15 минут.

С 1 апреля 2011 года службы неотложной помощи появились при некоторых московских поликлиниках. К концу текущего года новая система должна заработать по всей России.

Целесообразность деления экстренной помощи на скорую и неотложную подтверждает большинство специалистов. Но любая здравая инициатива всегда должна подкрепляться соответствующим ее исполнением. Главврач самарской городской станции скорой помощи Владимир Молоков отмечает определенные трудности в реализации данной идеи: «Все упирается в нехватку машин и бригад неотложной помощи при городских поликлиниках. Отсюда конфликт с населением, которому кажется, что скорая и неотложка — это одно и то же».

Единственный вариант выхода из конфликтной ситуации — серьезные финансовые вложения, чтобы организовать крепкую неотложную помощь при поликлиниках, считает г-н Молоков. Начальник управления здравоохранения администрации Тувы Виктор Васильев сетует на недостаточную проработанность вопросов юридического статуса неотложки.

В своих комментариях данной законодательной инициативы заместитель начальника управления здравоохранения Казани Альбина Малова приводит данные статистики: около 40% вызовов скорой помощи по своей сути относятся к категории неотложных и не требуют срочного медицинского вмешательства. Более того, большинство таких вызовов приходится на дневное время суток, чтосвидетельствует о высокой степени недоверия жителей врачам поликлиники.

Система неотложной помощи в Казани работает уже больше года по принципу передачи в поликлиники части вызовов, поступающих на «03». Речь идет о таких жалобах, как например, не связанная с травмой боль в спине или конечностях, повышение артериального давления у гипертоника или высокая температура.

Служба неотложной помощи в Перми, по словам главврача городской станции скорой помощи Евгения Камкина, существует давно и работает бригадами для взрослых пациентов и детей. Чтобы снизить нагрузку на скорую помощь, пермские специалисты предлагают принимать все звонки на единый центральный пункт, диспетчеры которых должны определить, какую именно бригаду — скорой или неотложной помощи — направить к данному пациенту.

Концепция совершенствования и развития этого вида медицинской помощи была разработана и утверждена Минздравсоцразвития РФ в марте 2010 года. Ключевым звеном в такой системе становится диспетчер, отвечающий на звонок по номеру «03». Именно он общается с пациентом или его родственниками. От его решения зависит выезд бригады.

Quot licet iovi, non licet bovi

Реформирование системы скорой помощи не ограничивается только выделением неотложной. Второе направление деятельности в данной области заключается в создании в крупных больницах (мощностью более 400 коек) специализированных отделений экстренной медицинской помощи. Данная инициатива реализуется в рамках исполнения приказа Минздравсоцразвития РФ от 2 августа 2010 года № 586н.

Основная цель отделений экстренной помощи — выстроить преемственность в оказании помощи, чтобы исключить разрыв между догоспитальным этапом (когда пациента везут в больницу и оказывают ему помощь в автомобиле или реанимобиле) и основным лечением в условиях больницы.

Авторы проекта рассчитывают на то, что нынешняя ситуация с многочасовым ожиданием пациента в приемном покое должна уйти в прошлое.

Согласно статистике, каждый третий житель страны ежегодно вызывает скорую помощь. Сегодня обстановка приемного покоя выглядит так: больному приходится долго ждать своей очереди, в связи с чем его состояние может ухудшиться, мучаются и пациент, и его родственники.

Создание специальных отделений, аналог американским «эмердженси», поможет решить эту проблему, считают в Минздравсоцразвития. Задача отделения экстренной помощи — за два часа превратить синдромный диагноз в конкретный нозологический. «В этом отделении будет вся диагностическая линейка, все технологии, которые только доступны в этой больнице. Компьютерная томография, эндоскопия, биохимическая диагностика, рентгенография — все это будут делать круглосуточно», — уверяет директор НИИ скорой помощи Сергей Багненко. То есть перспективы у пострадавшего самые радужные: с чем бы человек ни поступил в отделение, медики быстро поймут, что с ним, и окажут необходимую помощь. В дальнейшем пациента переведут в отделение или клинику, которые специализируются на соответствующем заболевании.

Преимущества отделений экстренной помощи на этом не заканчиваются: главным нововведением по сравнению со старыми всем знакомыми приемными покоями является разделение отделения на отсеки и отграничение пациентов друг от друга.

Сергей Багненко обещает, что принимать такие отделения будут абсолютно всех пациентов и сортировать их на входе. Планируется создать четыре отсека, сортировка по которым будет осуществляться по новым основаниям. Сейчас всех пациентов разделяют на четыре потока: хирургический, терапевтический, травматологический и гинекологический. И внутри первых трех еще — на мужчин и женщин. В основу сортировки в отделениях экстренной помощи ложится принцип тяжести, выдвинутый еще Пироговым.

В отделениях экстренной помощи все будет по-другому. Итак, первая зона для тех, кто может самостоятельно передвигаться. Она будет устроена приблизительно как зал ожидания современного аэропорта — телевизоры, мягкие кресла, туалеты. Из этой зоны врачи будут забирать пациента на диагностику. Специалисты обещают сделать первый отсек зоной психологического комфорта, без умирающих, буйных, пьяных или наркоманов.

Вторая зона для тех, кто сам передвигаться не может, но серьезной угрозы их жизни нет. К такому пациенту медики придут сами и все обследование проведут на месте.

Третья зона — тяжелобольные. По сути это фактически реанимация. Четвертая зона предусмотрена для особенных пациентов — пьяных, буйных, наркоманов, бомжей, психически неуравновешенных. Поэтому ее планируется оборудовать непробиваемыми стеклами и другим антивандальным оборудованием. Последние две зоны будут обязательно оснащены круглосуточным видеонаблюдением.

По приблизительным расчетам специалистов НИИ скорой помощи, пациенты будут распределяться по зонам следующим образом: примерно половина пациентов скорой помощи будет попадать в зону № 1, 25% — в зону № 2, 11% — в зону № 3, остальные — в четвертую зону. Лечение независимо от категории больного должно начинаться с первых минут его поступления в отделение. Конечно, такие отделения будут не при каждой больнице. Одного подобного отделения, по расчетам специалистов, должно хватать на 600 тысяч жителей. В настоящее время отделения экстренной помощи созданы в Ростове_на_Дону, Набережных Челнах, Чебоксарах и в Санкт_Петербурге на базе НИИ скорой помощи им И.И. Джанелидзе.

К концу 2012 года такие отделения должны появиться во всех регионах. В Москве планируется открыть 20 отделений экстренной помощи при всех больших и известных больницах, поскольку в таких медучреждениях есть все специалисты и технологии, необходимые для оказания любого вида помощи.

При этом открытие таких отделений нового типа приведет к тому, что у мелких больниц изымут оказание экстренной помощи, что позволит создать на их базе реабилитационные центры, хосписы, отделения сестринского ухода — то, чего сейчас так в России не хватает.

Вопросы без ответов

Но порог в 600 тысяч жителей — это роскошь крупных городов, а то время как основная часть территории России — местность маленьких городов, деревень и поселков. В связи с этим специалисты обсуждают следующую проблему: в маленьких городах зачастую 5-6 больниц, чаще всего они недостаточно оснащены: в них нет ни хирургов, ни реаниматологов.

Поэтому предлагается сделать из них одну хорошую клинику, естественно, с отделением экстренной помощи.

Что же касается крошечных городов, то можно создать во всей области два-три крупных межрайонных медицинских центра, которые будут оснащены отделениями экстренной помощи.

Проблему преодоления многокилометровых расстояний на просторах нашей необъятной родины предполагается решать за счет вертолетного сообщения и соответствующих площадок при медцентрах. К сожалению, Сергей Багненко не уточняет, внесены ли соответствующие позиции по оснащению медцентров вертолетами и площадками в бюджет отрасли.

Вертолеты — это, несомненно, важно для быстрой доставки пациента из труднодоступных регионов, но основным видом медицинского транспорта, по-прежнему, остаются автомобили. Переоснащение автопарка также идет полным ходом. В ряде регионов уже появились полностью оснащенные «Фиат Дукато», «Форд Транзит» и «Фольксваген Транспортер» — машины, которые используются станциями скорой помощи в Европе и Америке.

Кроме того, в бригаду вводится не просто водитель, а водитель-санитар, прошедший спецподготовку и умеющий оказывать полноценную помощь. А профессиональный стандарт фельдшера расширяется практически до стандарта врача скорой помощи. Врач же, по планам специалистов, со временем переместится из автомобиля в отделения экстренной помощи стационаров и будет не только и не столько выезжать на вызовы, сколько оперативно лечить поступивших пациентов.

Укладка врача или фельдшера кареты скорой помощи в ближайшее время должна дополниться препаратами, которые недавно были включены в перечень жизненно важных. В их числе, к примеру, ацизол — препарат, который позволяет оказывать помощь при отравлении угарным газом, восстанавливает гемоглобин, возвращает способность поглощать и переносить кислород. В чемоданчике медиков также предполагаются ларингеальные маски и иглы для внутрикожного введения.

Невозможность в некоторых регионах страны сократить время прибытия скорой можно компенсировать, по мнению Сергея Багненко, снижением налогов для местных жителей.

И последним важным вопросом, так или иначе связанным с деятельностью скорой помощи, является отсутствие у постоянных пациентов закрепленных за ними лечащих врачей, с которым можно было бы проконсультироваться при поступлении звонка в «03». Юридически в нашей стране консультации по телефону в качестве услуги не закреплены, соответственно, не могут быть оказаны. Поэтому законодательство планируется пополнить этим пунктом.

Вклад в будущее

Улучшение качества жизни населения немыслимо без заботы о нашем будущем — о детях. С 1 сентября текущего года в силу вступили новые санитарные нормы и правила для школ, в которых оговариваются многие аспекты школьной жизни для ее улучшения.

Так, по новым правилам школьная территория обязательно должна быть огорожена забором и озеленена не менее чем наполовину, исключение сделано лишь для некоторых северных районов. Площадки для игр должны иметь твердое покрытие, футбольное поле — травяной покров, а беговые дорожки должны устраиваться с помощью дренажа.

Еще один аспект внеучебной активности — пребывание в актовом зале, который должен быть оснащен артистической уборной и кинопроекционной комнатой. Обязательны помещения для хранения костюмов и музыкальных инструментов. Занятия в библиотеке должны стать более комфортными за счет пребывания в светлых просторных залах, а сами библиотеки переквалифицироваться из места хранения книг в справочно-информационные центры, оборудованные компьютерами с электронными базами данных.

Для новых школ заранее предусмотрены нормативы по просторности помещений: на каждого ученика в классе должно приходиться не менее 2,5 кв. м площади. Начальные классы, по мнению разработчиков новых правил, лучше размещать отдельно, желательно — в блоке с выходом на школьный участок. Продленку для первоклашек организовывать с обязательным тихим часом и отдельными спальнями для мальчиков и девочек.

Новые правила регулируют вес учебников, необходимых для обучения, размер домашнего задания в перерасчете на количество времени, необходимого для его выполнения. Уроки не должны начинаться раньше 8 утра, загруженность старших классов не может превышать 37 часов при пятидневке, несмотря на профильное обучение. Количество учеников в классе не может превышать 25 человек.

Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся количество уроков физической культуры не должно быть меньше трех в неделю, и они не могут быть заменены другими предметами.

В итоге рисуется сказочная картина обучения в школе, которое должно превратиться не меньше, чем в праздник. Тихий час на продленке, два часа на домашние задания и столь вожделенная всеми школьниками пятидневка. Остается только нерешенным вопрос, как, исходя из этой загруженности и соблюдения всех правил, к концу обучения в школе приобрести знания, которые бы соответствовали требованиям, предъявляемым к выпускникам школ в вузах?

Федеральные правила и нормы словно невзначай опускают такие вопросы, как необходимость приобретения родителями дополнительных рабочих тетрадей и пособий, в разы увеличивающих вес школьных принадлежностей, которые также оказываются в школьном рюкзаке.

Не учитывают новые СНиПы бесконечных репетиторов, с которыми занимается школьник, потому что по-другому ему не выполнить заданий или не подготовиться к сдаче выпускных экзаменов. Не упоминают они и специфики заданий, задаваемых учителями, которые ребенок может выполнить только при помощи родителей.

Вот и получается, что, в основном, современный школьник получает знания от родителей, чужих людей и из Интернета, а вовсе не в школьных стенах, но нагрузку на детский организм в домашних условиях ни один закон не регламентирует...

Броуновское движение

Все инновации и направления модернизации системы здравоохранения, в конечном итоге, должны привести к резкому увеличению качества жизни людей. Но пока, к сожалению, у тенденций к реформированию нет единого вектора движения. Ведь охрана здоровья требует решения огромного комплекса вопросов. Здравоохранение — это и лекарства, и медицинские услуги, и дорогостоящая аппаратура, и штат высококлассных специалистов, и система образования, и алгоритм принятия решений и масса других аспектов. Все эти направления на сегодняшний день существуют в отдельных плоскостях, живут собственной жизнью, работают сами по себе. У этой системы нет рачительного хозяина, который был бы заинтересован в возвращении каждого вложенного в дело рубля.

По мнению директора аналитической компании Cegedim Strategic Data, председателя экспертного совета по здравоохранению общественной организации «Деловая Россия» Давида Мелик-Гусейнова, изменяющееся нормативно-правовое пространство в период бурного становления отрасли привносит определенные сложности в бизнес-ориентировании и тормозит развитие инвестиционного потенциала российской медицины. И проблемы эти заключаются в столкновении двух взаимодополняющих сил — бизнес-интереса компаний: фармацевтических, медицинских, которые стремятся в этой сфере, естественно, заработать, и, с другой стороны, социальной ответственности государства.

Вот процессы модернизации и покажут нам, пациентам, насколько удастся уравновесить предпринимательские интересы бизнеса и социальные интересы государства в вопросах заботы о здоровье и долголетии российских граждан.

Татьяна СЕЛИВАНОВА