О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации и ужесточении санкций в области пожарной безопасности

Предлагаем вашему вниманию анализ Федерального закона № 120-ФЗ от 3 июня 2011 года «О внесении изменений в кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности», который предусматривает значительное ужесточение ответственности за нарушение требований пожарной безопасности.

Федеральный закон был принят во исполнение распоряжения Президента Российской Федерации Д. Медведева, направленного на усиление мер по пожарной безопасности. Почти все изменения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях касаются увеличения суммы штрафов за те или иные нарушения.

Но кроме штрафов он также содержит некоторые важные нормы о сроке давности и о дифференциации правонарушений в данной области. Актуальность этого документа отмечалась еще в пояснительной записке к проекту данного нормативно-правового акта: «Действующие в настоящее время размеры административных штрафов не позволяют эффективно решать вопросы обеспечения пожарной безопасности, так как не стимулируют нарушителей выполнять требования пожарной безопасности из-за несопоставимости размеров штрафов с затратами, связанными с осуществлением мероприятий, направленных на выполнение требований пожарной безопасности капитального характера».

За что и сколько

Статья Кодекса 4.5, посвященная давности привлечения к административной ответственности пунктом 1 Закона № 120-ФЗ, увеличивает срок давности по делам в сфере пожарной безопасности до одного года. Эту инициативу объясняет трудоемкость процесса рассмотрения дела, связанного с правонарушением в области пожарной безопасности.

Принятым законом увеличены размеры административных штрафов за нарушение правил пожарной безопасности во многих сферах жизни. Так, например, статья 2 Закона № 120-ФЗ в пять раз увеличивает штрафы за действия, угрожающие безопасности движения на водном транспорте. Кроме водного транспорта, повышена мера ответственности за пожарную безопасность в лесах, на железнодорожном, морском и воздушном транспорте.

Статья 19.5 КоАП «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)» дополняется Законом № 120-ФЗ, который отмечает комплекс норм, посвященных невыполнению в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор.

Так, за невыполнение предписания большинством хозяйствующих субъектов законом предусмотрено «наложение административного штрафа на граждан в размере от 1,5 до 2 тысяч рублей, на должностных лиц — от 3 до 4 тысяч рублей, на юридических лиц — от 70 до 80 тысяч рублей» (часть 12 статьи 19.5. КоАП).

За аналогичное нарушение на объектах защиты, где осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, размер штрафа возрастает до 2_3 тысяч рублей для граждан, 5-6 тысяч рублей для должностных лиц (или же им грозит дисквалификация на срок до трех лет), 90_100 тысяч рублей для юридических лиц (часть 13 статьи 19.5 КоАП). В том случае, если такое правонарушение совершается повторно, оно влечет за собой «наложение административного штрафа на граждан в размере от 4 до 5 тысяч рублей, на должностных лиц — от 15 до 20 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет, на юридических лиц — от 150 до 200 тысяч рублей» (пункт 14 статьи 19.5 КоАП).

В трактовке Закона № 120_ФЗ неприятие мер по устранению причин и условий, которые способствовали совершению административного правонарушения, должны караться не менее строго, чем сам факт совершения правонарушения. Теперь должностные лица за подобное правонарушение должны будут заплатить штраф в размере от 4 до 5 тысяч рублей против 300_500 рублей по предыдущей версии санкции статьи 19.6 КоАП.

Наибольшие изменения с принятием Закона № 120-ФЗ претерпела базовая для этой сферы общественных отношений статья КоАП 20.4 «Нарушение требований пожарной безопасности». Согласно новой редакции, простое нарушение пожарной безопасности влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 1,5 тысяч рублей (против стартовых 500 рублей в предыдущей редакции), на должностных лиц — от 6 до 15 тысяч рублей (против 1-2 тысяч рублей), на юридических лиц — от 150 до 200 тысяч рублей (против 10_20 тысяч рублей) или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток в предыдущей редакции КоАП. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, караются для граждан 2-4 тысячами рублей штрафа, для должностных лиц — 15_30 тысячами, для юридических лиц штраф может составить от 400 тысяч до полумиллиона рублей.

Предусматривается усиление административной ответственности за нарушения требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, строений и сооружений, электротехнической продукции, первичным средствам пожаротушения. Также увеличиваются размеры штрафов за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты.

Опять же ужесточаются наказания для «рецидивистов» по данным видам нарушений: «Повторное совершение административного правонарушения <...> влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 4 до 5 тысяч рублей, на должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 40 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, на юридических лиц — от 200 до 400 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток» (пункт 5 статьи 20.4 КоАП в редакции Закона № 120-ФЗ).

Сила тяжести

Новый закон предлагает отказаться от дифференцирования наказания за причинение тяжкого и нетяжкого вреда здоровью из-за несоблюдения правил противопожарной безопасности. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества или причинение любой тяжести вреда здоровью человека влечет наложение серьезного административного штрафа: 4-5 тысяч рублей для граждан, 40-50 тысяч рублей для должностных лиц, 350_400 тысяч рублей для лиц юридических (пункт 6 статьи 20.4 КоАП).

Производителям веществ, материалов, изделий и оборудования следует быть особенно внимательными при оформлении своих документов, так как «неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этой продукции или информации и мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно», может повлечь за собой не только возникновение чрезвычайной ситуации, способной привести к неблагоприятным последствиям, но и наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 до 20 тысяч рублей, на юридических лиц — от 90 до 100 тысяч рублей (пункт 7 статьи 20.4 КоАП в редакции Закона № 120-ФЗ).

Перегораживание пожарных проездов и подъездов к зданиям предлагается карать штрафом в размере от 1,5 до 2 тысяч рублей в случае с гражданами (в предыдущей редакции — от 300 до 500 рублей), для должностных лиц — от 7 до 10 тысяч рублей (ранее от 500 до 1 тысячи рублей), для юридических лиц — от 120 до 150 тысяч рублей (раньше — от 5 до 10 тысяч рублей).

Кроме того, органам пожарного надзора дается право наряду с другими органами государственной власти на бесплатное получение сведений о содержании правоустанавливающих документов, обобщенных сведений о правах на недвижимое имущество и сделках с ним. Теперь перечень органов, которым предоставляются права на получение таких сведений, дополняется еще и органами государственного пожарного надзора.

Поправки вносятся в закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», они определяют право бесплатного представления информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, по запросу органа государственного пожарного надзора на территории, находящейся в его юрисдикции.

Следующий в очереди на внесение изменений

В Совете Федерации работают и над другими нормами, которые позволят поднять уровень пожарной безопасности. В частности, разрабатывается соответствующий технический регламент. В середине июля правительством был рассмотрен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент пожарной безопасности», инициатором которого стало МЧС России.

Сенаторы предлагают обязать собственников зданий и промышленных объектов подавать декларацию пожарной безопасности, более точно прописать средства пожаротушения, которые необходимо иметь в надлежащем количестве и качестве в сооружениях. Декларация будет предусматривать оценку пожарного риска, возможного ущерба имуществу, оценку достаточности мер по обеспечению безопасности и предупреждению возгораний.

Кроме того, согласно цели нового законопроекта, действующий Закон о пожарной безопасности будет дополнен положениями, устанавливающими требования к созданию подразделений пожарной охраны на объектах с пожароопасными и взрывопожароопасными технологическими процессами производств, а также объектах, критически важных для национальной безопасности страны.

Новый документ предусматривает требования пожарной безопасности к учреждениям здравоохранения и социальной защиты, в которых постоянно пребывают люди.

Здания такого назначения обязательно должны быть оборудованы системами оповещения о пожаре с использованием персональных устройств со световым, звуковым и вибрационным сигналами оповещения. В них должны быть также установлены автономные резервные источники электроснабжения. Противопожарные расстояния от зданий, сооружений и строений городских поселений до лесных насаждений предлагается увеличить с 50 до 100 метров, а от зданий, сооружений и строений сельских поселений, садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан до лесных насаждений — с 15 до 30 метров. Применение этой нормы предусматривается только для вновь проектируемых зданий, сооружений и строений коммерческих объединений граждан.

В Законе должна появиться новая статья — «Требования пожарной безопасности к технологическому оборудованию с обращением пожароопасных, пожаровзрывоопасных и взрывоопасных технологических сред». Новый документ определяет требования к величине индивидуального и социального пожарного риска на производственных объектах для людей, находящихся в селитебной (предназначенной под застройку) зоне вблизи этих объектов, наружному противопожарному водоснабжению и к деятельности органов по сертификации.

Ритм жизни пожарного инспектора

На сегодняшний день процедура проверки выполнения требований, предъявляемых к пожарной безопасности, осуществляется по следующему правилу: основополагающими в области пожарной безопасности являются федеральные законы от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Последний документ устанавливает основные положения технического регулирования в указанной сфере и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции). Для отдельных отраслей хозяйственной деятельности, в частности, транспорта и лесной промышленности разработаны свои нормы и правила ПБ.

Госпожнадзор при проведении проверок руководствуется Административным регламентом, утвержденным Приказом МЧС РФ от 1 октября 2007 года № 517. Он дает право инспекторам проводить как документарную, так и выездную проверку. При этом срок документарной проверки не может превышать 20 рабочих дней, а процедура данной ревизии один в один повторяет правила проведения камеральной налоговой проверки.

А вот в ходе выездной проверки инспектор проверит не только правоустанавливающие документы фирмы, но и соответствие поданной пожарной декларации фактическим условиям. Данная декларация уточняется или вновь разрабатывается, если изменились содержащиеся в ней сведения, или же если поменялись требования пожарной безопасности (ст. 64 Закона № 123-ФЗ).

Помимо перечисленных бумаг Государственный пожарный надзор проверит:

— техническую документацию по энергоснабжению, водоснабжению, системам противопожарной защиты, договоры со спецорганизациями на установку и обслуживание таких систем;

— технологическуюдокументацию: графики планово-предупредительных ремонтов оборудования и установок, схемы технологического процесса и т.п.;

— договоры аренды территорий, зданий, помещений, объектов, агрегатов, в том числе договоры лизинга;

— лицензии на осуществление деятельности в области пожарной безопасности, если организация ведет такую деятельность;

— сертификаты соответствия (декларации соответствия) на выпускаемую и (или) реализуемую продукцию;

— заключение по результатам независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, выполненной аккредитованной в установленном порядке организацией.

Инспектор обязательно проверит соблюдение компанией требований Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313. А это значит, что на предприятии непременно должна быть инструкция о мерах пожарной безопасности, в которой, в частности, определены:

— места для курения;

— порядок содержания территории, зданий и помещений, в том числе эвакуационных путей;

— обязанности и действия работников при пожаре (правила вызова пожарной охраны, порядок аварийной остановки оборудования, отключения вентиляции и электрооборудования, правила применения средств пожаротушения) и др.

Инспектор проверит допуск к работе сотрудников на предмет прохождения ими противопожарного инструктажа (п. 7 ППБ 01-03). Не обойдет он вниманием и первичные средства пожаротушения, в первую очередь огнетушители. Их наличие, количество и тип зависит от площади и вида помещений. И это далеко не полный круг вопросов, касающихся проверки требований пожарной безопасности.

Инспекторы пожарной охраны могут «гостить» на проверяемом предприятии не более 20 рабочих дней. По результатам ревизии они составят акт в 2 экземплярах. А при обнаружении нарушений выдадут предписание по их устранению с указанием соответствующих сроков.

Что касается ответственности, то ее несут собственники имущества, арендаторы и лица, отвечающие за обеспечение ПБ. А вот на руководителя организации возлагается персональная ответственность (ст. 38, 39 Закона № 69-ФЗ).

Татьяна СЕЛИВАНОВА