Нефть + Газ = Безопасность

Безопасность магистральных трубопроводов — одна из основных задач, стоящих перед проектировщиками этих систем и МЧС России. В настоящее время в Государственной Думе Российской Федерации рассматривается Проект ФЗ № 408228-5 «Технический регламент о безопасности магистральных трубопроводов для транспортировки жидких и газообразных углеводородов», направленный на установление обязательных требований к отношениям, возникающим при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации магистральных трубопроводов. Летом проект был принят в первом чтении.

Трубопроводный транспорт осуществляет передачу на дальние расстояния жидких, газообразных или твердых продуктов по специализированным трубам, соединенным в трубопроводные системы.

Трубопроводы относятся к категории энергонапряженных объектов, отказы и сбои в работе которых сопряжены, как правило, со значительным материальным и экологическим ущербом. Особо остро встает проблема надежности и экологической безопасности в системах магистрального трубопроводного транспорта газа, нефти и нефтегазопродуктов.

Но, в любом случае, основным критерием, определяющим степень экологической безопасности трубопроводов, является их надежность. А заключается она в способности выполнять заданные функции, сохраняя эксплуатационные свойства в течение определенного жизненного цикла.

Классифицируя трубопроводы по таким основаниям, как назначение и территориальное расположение, выделяют магистральный и промышленный (технологический) трубопроводный транспорт. И именно к магистральному относятся все газонефтепроводы, транспортирующие продукты от мест добычи к объектам переработки и потребления.

Общая протяженность магистральных трубопроводов Российской Федерации — более 200 тысяч км, при этом они пересекают свыше 5000 всевозможных водных преград. Каждый отдельно взятый магистральный трубопровод составляет в длину более 50 км и обладает диаметром — 200 мм.

Нефтепроводом, как правило, называют трубопровод, предназначенный для перекачки как нефти, так и нефтепродуктов.

В соответствии со СНиП 11.45-75 установлено четыре класса магистральных нефтепроводов в зависимости от условного диаметра труб:

I класс — более 1000 мм;
II класс — 1000–500 мм;
III
класс — 500–300 мм;
IV класс — менее 300 мм.

Магистральным газопроводом называется трубопровод, предназначенный для транспортировки газа от места добычи или производства в район потребления. Иногда трубопровод может соединять отдельные газовые месторождения.

Трубопровод, присоединенный непосредственно к магистральному газопроводу и предназначенный для отвода части транспортируемого газа к населенным пунктам и промышленным предприятиям, является ответвлением от магистрального газопровода.

Воздействие на окружающую среду

Трассы магистральных трубопроводов прокладываются в различных природно-климатических зонах страны, которые, безусловно, отличаются друг от друга геологией, ландшафтом, наличием водоемов, степенью освоенности, а также другими техногенными и природными факторами.

При изыскании трасс, строительстве и эксплуатации трубопроводов оказывается непосредственное влияние на грунтовую среду, растительный покров, животный мир, подземные и поверхностные воды, приземной слой атмосферы. Эти воздействия могут быть прямыми и косвенными, длительными и кратковременными. Их результатом становятся механические разрушения, загрязнения, тепловое воздействие и т.д., а их последствия иногда могут быть необратимыми.

Именно поэтому очень важно изучать и учитывать возможные воздействия на окружающую среду, их последствия при строительстве трубопровода и его эксплуатации.

Безусловно, вопрос о безопасности магистральных трубопроводов в настоящее время является одним из самых актуальных, поэтому в первую очередь рассматривается в Госдуме.

Актуальность

Трубопроводный транспорт в России получил интенсивное развитие во второй половине XX века. В настоящее время по таким показателям, как удельный вес и объем грузопотоков, магистральные трубопроводы уверенно обогнали водный и железнодорожный транспорт.

Сложившаяся ситуация легко объяснима рядом преимуществ трубопроводного транспорта, к основным из которых можно отнести:

— дальность перекачки;

— высокую ритмичность,

— круглогодичность (практически нет сбоев в работе);

— минимальные потери;

— возможность работы в различных климатических условиях;

— возможность прокладки трубопроводов на большие расстояния и в любых регионах;

— высокий уровень механизации строительно-монтажных работ при строительстве трубопроводов;

— возможность внедрения автоматизированных систем управления всеми основными технологическими процессами.

С развитием сети трубопроводного транспорта все вышеперечисленное позволяет стабильно снижать стоимость транспортирования нефти, нефтепродуктов и газа.

По данным Госкомстата РФ, в 2003 году протяженность газопроводов нашей страны составляла 156 тысяч км, нефтепроводов — 47 тысяч км и нефтепродуктопроводов — 15 тысяч км. По последним данным цифры следующие: газопроводов — более 150 тысяч км, нефтепроводов — 49 тысяч км, нефтепродуктопроводов — около 30 тысяч км. Общая протяженность магистральных нефтегазопроводов составляет 231 тысячу км.

Толчком для масштабного развития сети трубопроводного транспорта стало освоение новых, удаленных месторождений. Поэтому с каждым годом растут не только объемы перекачек, но и длина трубопроводов, их диаметр, мощность и рабочее давление.

В настоящее время почти весь объем добываемых в России нефти и природного газа транспортируются по магистральным трубопроводам.

Но помимо очевидных достоинств такого вида транспорта, есть у трубопроводных систем и недостаток, причем неоспоримый: высокая стоимость строительства, сложность прокладки в труднопроходимых районах, экологическая опасность, особенно при эксплуатации подводных переходов (дюкеров).

Безопасность. Безопасность? Безопасность!

Безопасны ли нефтегазовые трубопроводы? Если вспомнить плачевный опыт Дагестана, где уже 14 раз был взорван магистральный трубопровод, то ответ становится очевидным. Кроме того, пока еще относительно высок риск возникновения аварийных ситуаций.

Частой причиной возникновения аварий является нарушение целостности трубопроводов самовольными врезками, цель которых — хищение продуктов или терроризм. Мало того, учащения таких случаев наблюдается не только на территории Северного Кавказа, но и в Самарской, Нижегородской, Орловской, Московской, Брянской областях и в Краснодарском крае. По примерным подсчетам, криминальные врезки забирают у страны более 15 тысяч тонн топлива ежегодно.

Имеющаяся на сегодняшний день система охран трубопроводов в нашей стране архаична и абсолютно не отвечает требованиям безопасности. Иными словами, специализированной охраны трубопроводных систем просто не существует.

В 2002 году была создана специальная служба ОАО «Спецтраснефтепродукт», которая должна была заниматься вопросами охраны трубопроводов от несанкционированного вмешательства. Конечно, каждый квартал проводятся операции «Нефть» по пресечению попыток вреза с целью хищения нефтепродуктов, но становится очевидным, что военизированная охрана не может контролировать все объекты, нуждающиеся в защите. Например, в Ставропольском крае из 400 объектов подведомственными военным являются только 10.

Так, работники вневедомственной охраны, по старинке, патрулируют выделенный им отрезок трубы в соответствии с правилами охраны магистральных газопроводов и дополнениями, принятыми в 1994 году. Частные же охранные предприятия или ВОХР не имеют реальной возможности контролировать состояние магистрального трубопровода на всем его протяжении. В итоге, сотрудники Единой системы газоснабжения при падении давления на одном из участков магистрали высылают аварийную бригаду, даже не имея возможности предположить, какие именно силы встретят их на месте аварии.

Именно поэтому, как считает большинство специалистов, обслуживающих многокилометровые трубопроводные сети, в стране необходимо реструктуризировать систему безопасности магистральных трубопроводов, модернизировать или сформировать новые службы, которые несли бы ответственность за обеспечение безопасности транспортировки нефти и нефтепродуктов.

Технологические требования к безопасности трубопроводных систем, которые были разработаны и приняты в Советском Союзе, устарели и неприменимы для ситуации в современных условиях. А трубопроводы — являются магистралями повышенной опасности.

Для того чтобы вывести из строя нефте- или газопровод, не нужны десятки килограммов взрывчатки. В старых магистральных газопроводах смесь идет под большим давлением: от 55 до 75 атмосфер, а в новых — до 120 атмосфер. Поэтому достаточно нарушить внешнюю стенку трубопровода, чтобы давление изнутри сделало разрыв максимальным...

В связи с этим, остро встает необходимость на законодательном уровне расширить «полосу безопасности» от взрывоопасных предметов, которые могли остаться после боевых действий времен Великой Отечественной войны, например. В настоящее время она составляет 32 метра в лесу и 45 метров на открытой местности.

Большинство специалистов отрасли считают, что стране необходимы грамотно составленная концепция безопасности трубопроводных систем и ужесточение государственных требований к безопасности на этапах проектирования и строительства газо- и нефтепроводов.

Поддержание в работоспособном и безопасном состоянии трубопроводов — сложная, с технической и экономической точки зрения, задача, которая решается в зависимости от особенностей и условий эксплуатации системы.

В любом случае, большинство специалистов склоняется к выводу, что безопасность трубопроводной системы страны напрямую зависит от правильной организации ремонтных работ. Один из оптимальных путей решения проблемы ремонта — внедрение новых высокоэффективных изоляционных материалов и технологий их нанесения в трассовых условиях.

Ремонт и его сложности

В целом существует три основных вида причин разрушения магистральных трубопроводов:

39% — коррозионные разрушения,

25% — внешние механические воздействия,

26% — брак строительно-монтажных работ.

К оставшимся 5% причин относятся ошибки обслуживающего персонала и так называемые «прочие причины».

Доля аварий из-за коррозионных разрушений со временем возрастает на фоне сокращения количества аварий по другим причинам. Это происходит, вероятно, оттого, что изоляционные покрытия недолговечны: через 15-20 лет эксплуатации они теряют большинство защитных свойств и требуют замены.

Фактические объемы ремонта изоляции трубопроводов намного ниже необходимого уровня, поэтому полную замену изоляции в положенные сроки произвести не удается. Магистральные нефтегазопроводы зачастую приспособлены к периодическому обследованию внутритрубными диагностическими снарядами. Анализ обнаруженных дефектов показал, что значительная часть труб пострадала от воздействия коррозии.

Аналогичная ситуация и на магистральных нефтепродуктопроводах. Результаты внутритрубной диагностики также выявили, что коррозия — главный враг трубопроводов.

Устранение дефектов, обнаруженных по результатам внутритрубной диагностики, позволило снизить показатель аварийности: ее уровень, имеющийся в настоящее время, определяется в основном человеческим фактором.

Но на магистральных газопроводах развиваются специфические дефекты: коррозионное растрескивание под напряжением — стресс-коррозия. Эти разрушения стали самыми опасными в последние годы. Для снижения количества аварий по причине стресс-коррозия необходимо провести переизоляцию участков трубопроводов, на которых возник контакт грунтового электролита с металлом.

По экспертным оценкам, более 70% действующих трубопроводов России требуют замены изоляции.

В 90-х годах прошлого века на нефтепроводах данная проблема решалась довольно успешно: были разработаны технологии ремонта без остановки процесса перекачки продукта.

Так, в АК «Транснефть» ежегодно объем выполняемого капитального ремонта составлял: с заменой изоляции порядка 1400 км, с заменой труб — 400-500 км. Но в настоящее время эти работы уже не ведутся. Капитальный ремонт с заменой изоляции теперь почему-то требует полной остановки эксплуатации системы. Кроме того, есть задача, которая не решена до сих пор: выбор изоляционных материалов для ремонтных работ на магистральных газопроводах.

Проблему защиты от коррозии в последнее время решают, используя трубы с заводской изоляцией. Но это подходит только для строительства нового трубопровода или для капитального ремонта старого с заменой труб. В итоге остаются десятки тысяч километров труб, которым необходима замена изоляции, а число коррозионных дефектов на них с каждым годом только увеличивается.

Выборочный ремонт участков сети с опасными дефектами, обнаруженными по результатам внутритрубной диагностики, не решает проблему аварийности. Причина в том, что методы ремонта ориентированы на ликвидацию дефектов, ставших опасными по критерию прочности. Если же в момент проверки дефект считается по этому критерию неопасным, то он и не будет устраняться. Специалисты ограничатся занесением в базу данных. Такая тактика провоцирует увеличение количества дефектов.

Основные ремонтные работы на трубопроводах проводятся планово, в соответствии с графиками планово-предупредительного ремонта, но иногда возникают и внеплановые работы — при аварийных ситуациях.

Тем не менее, все ремонтные работы проводятся строго в соответствии с руководящими документами, техническими условиями или методическими указаниями и рекомендациями, которые разрабатываются нефтяными компаниями и ими же утверждаются. В рекомендациях также устанавливаются виды работ текущего и капитального характера.

Магистральные трубопроводы — это опасные производственные объекты техногенного характера, поэтому на всех участках трубопровода устанавливаются перечни опасных мест и работ, определяются методики их проведения.

Перечни работ текущего и капитального характера и сроки их проведения указаны в руководящих документах по производству ремонтных работ.

Основные задачи планового ремонта — это обеспечение максимальной длительности работы трубопровода без остановок и аварий, пополнение резерва труб, фланцев, арматуры, материалов и запасных частей.

Перечень работ капитального характера:

— рытье контрольных шурфов по трассе трубопровода и проведение электрометрических измерений;

— вскрытие и осмотр подлежащих ремонту участков трубопровода, замена бракованных труб и деталей;

— нанесение нового изоляционного покрытия;

— внутренняя очистка трубопровода от коррозии, парафина и других различных отложений;

— замена изношенной регулирующей и запорной арматуры;

— проведение берегоукрепительных работ в районе водных переходов;

— восстановительные работы, вызванные размывами грунта по трассе трубопровода;

— ремонт магистральных колодцев;

— ремонт станций катодной защиты;

— ремонт автомобильных дорог, систем связи и управления.

Капитальный ремонт производится по заранее разработанному графику, а его продолжительность устанавливается в соответствии с объемом работ и возможностью сделать перерыв в эксплуатации трубопровода.

Комплекс методов диагностики, ремонта и обслуживания нефте- и газопроводов и их структурная связь сформированы на основе анализа причин, повлекших за собой аварийные разрушения. Пропуск хотя бы одного пункта из перечня мероприятий по обслуживанию магистральных трубопроводов влечет за собой «снежный ком» проблем: удорожание обслуживания объектов, снижение ресурса деталей, появление аварий.

Тщательный подход к обслуживанию трубопроводного транспорта — залог укрепления топливо-энергетического комплекса страны, который является основой успешного развития всех отраслей экономики.

Планы и надежды

Проект федерального закона «Технический регламент о безопасности магистральных трубопроводов для транспортировки жидких и газообразных углеводородов» (далее — законопроект) разработан Минэнерго России в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184_ФЗ «О техническом регулировании», Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 года № 2063_р об утверждении Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2010 год и с учетом поручения Правительства РФ.

Рассматриваемый законопроект призван защищать интересы, жизнь и здоровье граждан, имущество физических и юридических лиц, государственное и муниципальное имущество, а также нацелен на охрану окружающий среды и обеспечение энергетической эффективности.

При разработке Проекта закона «Технический регламент о безопасности магистральных трубопроводов для транспортировки жидких и газообразных углеводородов» учитывались положения законодательства РФ в области технического регулирования, промышленной безопасности, охраны окружающей среды и градостроительной деятельности.

Базовыми нормативными техническими документами для законопроекта стали:

— международные стандарты и стандарты зарубежных стран: ISO 13623:2000 «Промышленность нефтяная и газовая. Системы транспортирования по трубопроводам», CAN3_Z183_M86 «Системы нефтегазопроводов», ASME B31.8-2003 «Системы трубопроводов газопровода и газораспределения» и другие;

— СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы»;

— СНиП III-42-80 «Магистральные трубопроводы»;

— СП 34-116-97 «Инструкция по проектированию, строительству и реконструкции промысловых нефтегазопроводов»;

— РД 03-616-03 «Методические рекомендации по осуществлению идентификации опасных производственных объектов».

Необходимость принятия проекта обусловлена спецификой отрасли: строительство и эксплуатация магистральных трубопроводов связаны с опасностью возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций, с высокой вероятностью гибели людей, нанесения ущерба имуществу и загрязнения окружающей среды в случае выброса жидких и газообразных углеводородов.

Планируется, что Проект закона поможет закрепить:

— дополнительные требования к магистральному трубопроводу на всех этапах его жизненного цикла;

— правила идентификации магистрального трубопровода;

— правила и формы оценки соответствия магистрального трубопровода прописанным требованиям.

Законопроект устанавливает требования к магистральным трубопроводам на всех этапах их жизненного цикла. При этом они рассматриваются как единый производственно-технологический комплекс, который включает и линейную часть, и иные объекты, предназначенные для обеспечения транспортировки, хранения и (или) перевалки на другой вид транспорта, а также измерения жидких или газообразных углеводородов.

Все продукты должны соответствовать требованиям законодательства России в области технического регулирования. К жидким соединениям традиционно относят нефть, нефтепродукты, сжиженные углеводородные газы, конденсат газовый, широкую фракцию легких углеводородов и их смеси.

Для защиты магистральных трубопроводов необходимо учитывать различные факторы риска, связанные как с техническим состоянием его объектов, так и с такими обстоятельствами, как прохождение трубопровода рядом с населенными пунктами и природными объектами или наличие внешних антропогенных (например, несанкционированные врезки) или природных факторов (землетрясения, оползни), воздействующих на трубопроводы.

Требования законопроекта об установлении вокруг магистрального трубопровода и его объектов охранных зон, а также определение минимальных расстояний от зданий, строений и сооружений до трубопроводов являются обязательным элементом защиты.

Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ в своем заключении (письмо от 27 февраля 2006 года № 01-12/46) указал, что границы охранных зон и их правовой режим могут быть установлены в техническом регламенте в форме Федерального закона. Нормы земельного законодательства (в частности, статья 90 «Земли транспорта») определяют, что границы охранных зон объектов газоснабжения могут быть установлены в стандартах, сводах правил и других нормативных документах.

Технический регламент является нормативным документом технического регулирования, устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).Стандарты и своды правил, в свою очередь, являются частью системы технического регулирования.

Оценка соответствия магистрального трубопровода требованиям Федерального закона может быть реализована в ряде форм:

— при проектировании магистрального трубопровода должно быть соответствие государственной экспертизе проектной документации, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;

— при завершении строительства либо реконструкции, а также при расконсервации магистрального трубопровода — соответствие приемке магистрального трубопровода;

— при строительстве, реконструкции, эксплуатации (в том числе капитальном ремонте), консервации, утилизации магистрального трубопровода — подчинение требованиям государственного контроля (надзора).

Применение иных форм оценки соответствия магистрального трубопровода требованиям технических регламентов, не предусмотренных законопроектом, не допускается.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований, установленных в законопроекте, ложится на плечи федерального органа исполнительной власти, который осуществляет функции по контролю (надзору) в сфере промышленной безопасности в порядке, установленном Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Реализация законопроекта будет осуществлена в рамках действующей структуры федеральных органов исполнительной власти, утвержденной указом Президента РФ от 12 мая 2008 года № 724 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», и в пределах установленной Правительством предельной численности работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующим федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций. Предполагается, что дополнительных расходов федерального бюджета внедрение Проекта закона не потребует.

По мнению разработчиков, принятие законопроекта должно сыграть ключевую роль для повышения эффективности государственного нормативного технического регулирования в области безопасности магистральных трубопроводов и приведения практики правоотношений в названной сфере в соответствие с международным законодательством. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановила принять Проект закона 408228_5 в первом чтении, направить законопроект Президенту, в Совет Федерации Федерального Собрания, комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе и в Правительство РФ. Также было установлено, что поправки к законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по транспорту с целью дальнейшей его доработки.

В настоящее время на законопроект получены заключения комитетов-соисполнителей (Комитет по энергетике, Комитет по экономической политике и предпринимательству, Комитет по строительству и земельным отношениям) и Правового управления Аппарата Государственной Думы, содержащие замечания, в том числе юридико-технического характера. Вполне возможно, что законопроект будет доработан с учетом имеющихся замечаний к процедуре второго чтения.

Евгений ВЕРНЫЙ