Проблемы государственного надзора в строительной отрасли

Строительство — одна из ведущих отраслей экономики России, поэтому никто из нас не удивляется, видя, как растут новые микрорайоны и реконструируются старые здания. Но столько популярный вид деятельности вызывает массу вопросов и споров на федеральном уровне, а также в службе государственного строительного надзора. В связи с чем законодательство в данной сфере регулярно и активно обновляется. Лето текущего года ознаменовалось принятием новых СанПиНов, ужесточением штрафов и административной ответственности, вступлением в силу поправок и решений прошлого года.

К сожалению, люди не совершенны сами и не довели до совершенства строительные технологии. Поэтому и проектировщики, и подрядчики, и застройщики допускают ошибки, нарушают — иногда неосознанно — требования СНиПов и ГОСТов. В связи с этим во все времена были актуальными проверки хода строительства, реконструкции или капитального ремонта и проведение экспертиз специализированными органами надзора.

Современные строители обязаны руководствоваться в своей деятельности принятыми на государственном уровне нормативно-правовыми актами. А соответствие теории и практики проверяется службой государственного строительного надзора и экспертизы.

Кто имеет право вторгаться на территории ведения строительства, реконструкции или капитального ремонта? Любой ли инспектор?

Каждый застройщик и подрядчик должен знать, что государственный строительный надзор осуществляется лишь двумя ведомствами: федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять надзор в данной отрасли, и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Если речь идет не просто о стройке, а о каком-то сооружении, находящемся в ведомстве Министерства обороны Российской Федерации, инфраструктуре Вооруженных Сил или ядерной промышленности РФ, то для надзора на таких объектах существуют специально подготовленные и уполномоченные органы. В документах, регламентирующих особенности проведения государственного строительного надзора, прописаны критерии отнесения объектов строительства к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам.

Что обязаны проверять органы государственного надзора? В первую очередь соответствие выполняемых работ требованиям технических регламентов и других нормативно-правовых актов, проектной документации, строительным нормам и правилам — иными словами, всевозможным документам, принятым на законодательном уровня Российской Федерации, и нормативно-правовым актам федеральных органов исполнительной власти, обязательным к исполнению при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов.

Все документы, составленные либо полученные в процессе проведения государственного строительного надзора, включаются в дело, которое формирует служба. Порядок формирования и ведения таких дел, в том числе определение требований, предъявляемых к включаемым документам, устанавливается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Что нам стоит дом построить?

После получения разрешения на проектирование, застройщику необходимо прийти в службу государственного строительного надзора в отдел выдачи разрешений на строительство. И получить соответствующий документ.

В Градостроительном кодексе указано, что в течение недели до начала строительных работ застройщик извещает службу госстройнадзора об этом, а ведомство в течение трех дней составляет программу проверок. Первое время дается застройщику на подготовку договоров и формирование кадров. Орган государственного строительного надзора приступает к своим обязанностям с даты получения извещения о начале строительных работ и проводит мероприятия до даты выдачи заключения о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил) или иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Но служащие госоргана рекомендуют специалистам, ответвленным за ведение строительства, после подачи извещения лично прийти к инспектору, который курирует район, где располагается стройка. Застройщику необходимо представить инспектору ряд документов, после изучения которых составляется программа проверок строительства. Именно эта программа, разработанная совместно представителем застройщика и инспектором, утвержденная начальником Управления госстройнадзора, является документом, определяющим количество и качество проводимых проверок.

Проверке госведомством на объектах подлежат:

а) при строительстве — соблюдение требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования;

б) при реконструкции — соблюдение требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для реконструкции, работ по усилению и (или) монтажу фундамента и конструкций подземной и надземной частей, изменению параметров объекта капитального строительства, его частей и качества инженерно-технического обеспечения;

в) при капитальном ремонте — соблюдение требований к выполнению работ по подготовке объекта для капитального ремонта, ремонтно-восстановительных работ, включая работы по усилению фундамента и замене конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования.

Программа проверок разрабатывается с учетом конструктивных и иных особенностей самого строительного объекта, ведения работ, условий последующей эксплуатации и других факторов, которые подлежат учету в соответствии с требованиями технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Проверки проводятся поэтапно, чтобы застройщик имел возможность исправить недочеты и устранить нарушения непосредственно после их появления.

Но не всегда организация, осуществляющая строительство, способна выполнить предписанные мероприятия в указанный срок. Для случаев нарушений такого рода в КоАП Российской Федерации предусмотрен пункт, который гласит: если застройщик не уложился в срок программы, то он обязан заранее известить государственный строительный надзор о переносе даты проверки. В противном случае ситуация окажется для него невыгодной, поскольку инспекция будет в праве наложить за данное правонарушение штраф от 100 до 300 тыс. рублей.

В связи с этим, каждый застройщик должен помнить, что этапы строительства строго определяются в документации и соблюдаются неукоснительно.

По каждому этапу составляется акт, в соответствии с которым государственное ведомство извещается об объеме выполненных работ.

Также важно знать, что инспектор не приходит на объект внезапно. Перед датой проверки застройщику отправляется уведомление (чаще всего — по факсу или электронной почте), в котором указывается конкретное время посещения стройки проверяющим лицом или комиссией.

После визита инспектора составляется акт проверки, в котором указываются все имеющиеся на настоящий момент результаты. Указанные в документе нарушения застройщик обязан устранить в кратчайшие сроки и известить об этом инспекцию.

Данная процедура необходима для того, чтобы комиссия могла повторно выехать на объект, провести проверку и составить акт об устранении выявленных нарушений.

В случае же отсутствия извещения от застройщика и, соответственно, несоблюдения правил проведения проверки, наступает административная ответственность и накладывается штраф.

Когда объект находится на стадии сдачи в эксплуатацию, застройщику необходимо известить службу государственного строительного надзора об окончании ведения работ. При этом, согласно Приказу 10П комиссии предъявляется полный перечень документов, входящих в дело.

В это же время, параллельно с госстройнадзором осуществляют проверку объекта и пожарные, и экологи. Поэтому сдача здания в эксплуатацию может быть осуществлена только после получения актов о соответствии нормам от всех уполномоченных структур. Документы передаются инспектору, подшиваются в дело и только после этого застройщик может получить итоговое заключение о соответствии.

Если же застройщик по какой-то причине сумел провести строительные работы безнадзорно, то для получения заключения, ему необходимо будет найти специализированную организацию, которая сможет обследовать уже готовую постройку на предмет соответствия техническим регламентам. Госстройнадзор проверки готовых объектов не проводит. Только после прохождения всех необходимых процедур и получения актов и заключений, застройщик с чистой совестью может вводить здание в эксплуатацию.

Статистика штрафов

Как мы уже упоминали в начале статьи, большинство застройщиков, как допускали ошибки в профессиональной деятельности, так их и допускают.

Ситуацию можно рассмотреть на примере конкретного региона. Так, на официальном сайте Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга опубликована статистика за первое полугодие текущего года.

За отчетный период под надзором Службы находился 951 строительный объект, из которых 735 — это новое строительство, 207 — реконструкция, 9 — капитальный ремонт.

Инспекторы ведомства провели около 2 тыс. проверок, выдали 911 предписаний об устранении выявленных нарушений. Общая сумма штрафов за шесть месяцев составила 22 млн 438 тыс. рублей.

Самое большое количество штрафов (239 постановлений) получили предприятия, осуществлявшие строительно-монтажные работы с отступлением от утвержденного проекта. Но самые высокие размеры штрафных санкций достались предприятиям, ведущим строительство без разрешения.

На третьем месте по популярности оказалась эксплуатация без выданного на то разрешения.

В итоге, стройки Приморского района Санкт-Петербурга выплатили в казну 4 млн 235 тыс. рублей, Московского — 3 млн 213 тыс., Пушкинского — 2 млн 266 тысячи.

По сравнению с ситуацией прошлого года, размер штрафов увеличился незначительно: в 2010 году общая сумма составила 22 млн 87 тыс. рублей.

«В этом году существенно сократилось количество поднадзорных объектов. При этом сумма штрафа достиглапоказателей 2009 года, когда строилось значительно больше. Это, прежде всего, я связываю с ужесточением политики Службы в отношении нарушителей. Мы чаще начали накладывать большие штрафы, чтобы застройщик лишний раз задумался, прежде чем строить с нарушениями. Более того, сейчас мы готовим предложение в правительство страны о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающих десятикратное увеличение размеров штрафных санкций. Действительно странно, когда за серьезное нарушение компания, получающая за строительство только одного дома миллионы, платит копейки. Эту ситуацию надо менять», — уверен начальник Службы Александр Орт.

Изменения в законах происходят год от года

Принятый этим летом Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» стал приятным сюрпризом для заявителей.

С 1 июля 2011 года органы власти при оказании государственных и муниципальных услуг не вправе требовать предоставления документов и информации по объекту, которые находятся в распоряжении других ведомств. Теперь они обязаны сами их запросить. Более того, госучреждение теперь не в праве отказать заявителю в оказании услуги, если проблема заключается лишь в нехватке документации, находящейся в ведомстве других органов власти. Запрос документов в порядке межведомственного взаимодействия не может стать основанием для увеличения срока оказания услуги.

Но с другой стороны, никто не запретит заявителю самостоятельно предоставить документы, которые должны быть запрошены межведомственно. Орган власти обязан их принять и для вынесения решения.

Печально лишь то, что поправки, связанные с градостроительством в целом и деятельностью Службы госстройнадзора и экспертизы Санкт-Петербурга в частности, вступят в силу лишь с 1 июля 2012 года.

22 июля текущего года вступили в силу изменения, внесенные в Градостроительный кодекс РФ и другие федеральные законы, гласящие об изменении понятия «капитальный ремонт». Теперь при проведении капремонта не требуется разрешение на строительство. Ранее нужно было получать разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию. В настоящее время достаточно подготовки отдельных разделов проектной документации по заданию застройщика или заказчика в зависимости от содержания выполняемых работ. Для того чтобы начать капитальный ремонт, специальное разрешение не требуется, государственный строительный надзор не осуществляется, государственная экспертиза соответствующих разделов проектной документации не проводится.

Исключение в данном случае составляет лишь капитальный ремонт автодорог общего пользования.

В случае строительства или реконструкции линейных объектов должно иметься разрешение, которое подтверждает, что документация соответствует проектам планировки и межевания территории.

Расширение опасного производственного объекта (ОПО) исключается из перечня видов деятельности в области промышленной безопасности.

Экспертиза промышленной безопасности является обязательной для проектной документации на капремонт ОПО. Экспертизу на техническое перевооружение ОПО нужно проводить только в случае, если данный пакет документов не входит в состав проектной документации, подлежащей государственной экспертизе.

Разрешение на строительство можно получить в органе местного самоуправления по месту нахождения участка земли, предназначенного под застройку.

Но в документах закреплен перечень случаев, когда разрешение на строительство нужно получать в ином месте. Например, это касается участков, предназначенных для ведения работ по использованию недр — в таком случае разрешение выдается государственным фондом недр.

Также теперь появилась возможность прекратить действие разрешения на строительство досрочного — в течение 30 рабочих дней, что подвластно уполномоченному органу, выдавшему данный документ. Такая ситуация может возникнуть вследствие расторжения договора аренды.

В изменениях в ФЗ указано, что теперь физическое лицо или предприятие, получившее права на земельный участок, может вести на нем строительство, проводить реконструкцию объекта в соответствии с разрешением, выданным прежнему правообладателю. Единственное условие при этом — необходимость письменного уведомления уполномоченных органов о передаче прав собственности. Теперь определения получили такие понятия, как «реконструкция объектов капитального строительства», «капитальный ремонт».

Известно, что в текущем году реализуются региональные адресные программы по капремонту многоквартирных домов за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. В случае появления изменений параметров или частей сооружений, подвергнутых капремонту (высота, площадь, объем), проектная документация на проведенные работы должна пройти государственную экспертизу.

СанПиНы и иже с ними

Остановимся более подробно на санитарно-эпидемиологических требованиях к объекту строительства.

Требования санитарных норм и правил должны соблюдаться при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации производственных объектов, включая транспортные и транспортно-технологические средства, жилых и общественных зданий.

Россия стремится перейти к международному уровню стандартизации. На федеральном уровне рассматриваются проекты, способные урегулировать ситуацию и дать стране возможность заявить о себе на мировом рынке. Поэтому санитарно-эпидемиологические требования подвергаются постоянному обновлению. В части строительства периодически выходят в свет новые технические регламенты, санитарные правила и другие нормативные документы.

Так, согласно техническому регламенту о безопасности зданий и сооружений, принятому в 2009 году, любое здание: будь то квартира, школа, торговый центр или гараж — должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы находящийся в нем человек не испытывал никакого вредного воздействия на свой организм. Это касается как факторов радиационного происхождения, так и химического, биологического и т.п.

Условия эксплуатации здания или сооружения должны быть максимально комфортны по таким показателям, как качество воздуха и воды, инсоляция и солнцезащита, шумоизоляция, микроклимат, влажность на поверхности и внутри строительных конструкций, уровень вибрации, напряженности электромагнитного поля и ионизирующего излучения.

Но все требования, установленные техническим регламентом, не могу быть применимы к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу данных требований. К аналогичным случаям относится и ситуация, когда проектная документация для строительства, реконструкции или капитального ремонта того или иного строительного объекта была утверждена или направлена на госэкспертизу до вступления в силу новых требований техрегламентов. И если проектная документация в принципе не подлежит государственной экспертизе, а заявление о выдаче разрешения на их строительство подано до вступления в силу поправок.

Санитарно-эпидемиологические требования к гипогеомагнитным условиям (ГГМУ) в производственных, жилых и общественных зданиях и сооружениях были установлены в мае 2009 года.

В принятом документе прописывались предельно допустимые уровни (ПДУ) ослабления геомагнитных полей (ГМП), требования к методам контроля ГГМУ и лечебно-профилактическим мероприятиям.

По окончании строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства необходимо проведение лабораторных исследований гипогеомагнитных полей.

В июле 2010 года было принято распоряжение Правительства РФ, в котором утверждается перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил) обязательных к применению.

Цель документа — подвести застройщика к соблюдению требований 384-ФЗ от 30 декабря 2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Развитие сети здравоохранения, появление большого количества как государственных, так и в и частных медицинских учреждений привело к изменениям в санитарном законодательстве, которое было реализовано в сентябре 2010 года. В России появились и вступили в действие СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», который устанавливает требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда сотрудников, организации питания пациентов и персонала организаций.

Через год, в мае 2011-го, вступил в силу ряд сводов правил, которые стали актуализированной редакцией СНиПов, действующих ранее. Перечень утвержден распоряжением Правительства РФ, но это не значит, что он не будет меняться, отвечая на изменения реального положения дел. Относительно сферы проектирования и строительства СанПиНы включены в соответствующие своды правил, а новые своды ссылаются на действующие документы, применяемые при проектировании и строительстве.

Необходимость снятия административных барьеров и избыточных требований при формировании санитарнозащитных зон (СЗЗ) для промышленных объектов и производств аккумулировала внесение изменений в СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция». В соответствии с внесенными изменениями санитарно-защитные зоны устанавливаются:

— для вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов, находящихся в стадии технического перевооружения, при увеличении мощности, изменении технологических процессов, применении технологий, не имеющих аналогов на территории Российской Федерации, которые являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека;

— для действующих промышленных объектов и производств I, II и III и IV классов опасности, располагаемых в жилой застройке или в зоне других нормируемых территорий без соблюдения ориентировочной СЗЗ, деятельность которых связана с загрязнением атмосферного воздуха вредными для здоровья веществами и превышением уровней шума, вибрации, электромагнитных излучений выше установленных гигиенических нормативов, что вызывает обоснованные жалобы населения;

— для действующего объекта или производства в случае принятия решения администрацией городского или сельского поселения, обращения руководителя (заказчика) указанного объекта с просьбой об установлении санитарно-защитной зоны.

Также в нормах и правилах указывается, что размещение жилой застройки или иных сооружений, в границах СЗС действующих предприятий и производств не допускается.

С 1 сентября 2011 года начнут действовать новые СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача России от 29 декабря 2010 года. Они будут распространяться на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные учреждения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности, реализующие программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и осуществляющие образовательный процесс от общего начального образования до среднего (полного) общего.

Новый СанПиН касается расположения здания, прилегающей территории, оборудованию помещений, воздушно-тепловому режиму, естественному и искусственному освещению, водоснабжению и канализации, режиму работы, организации медицинского обслуживания и другим актуальным вопросам функционирования образовательного учреждения.

Марина МЯГКИХ

В продолжение темы предлагаем вашему вниманию выдержки из интервью начальника Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга Александра Орта, опубликованного в еженедельной газете «Кто строит в Петербурге» № 13 (14) и размещенного на официальном сайте Госстройнадзора.

ГОССТРОЙНАДЗОР: ИСТОРИЯ, РЕАЛИИ, ПЛАНЫ

«Прошло уже 20 лет с тех пор, как мы отошли от советского пространства. За это время были два-три важных периода, которые сильно отличаются друг от друга. В советское время была выстроена система, которая работала на основе приказа телефонного звонка. Никаких других рычагов больше и не требовалось. Все шло по плану, и никому, по большому счету, ни над чем не надо было задумываться.

Сегодня ситуация по многим параметрам в корне изменилась. Мы перешли на рыночный уровень взаимоотношений. Петербург стал первым городом в России, который вышел на 95-99% приватизации всех компаний, участвующих в строительстве. Москва еще только приближается к этому. В столице до сих пор сохранена часть советского устоя. Мы же переболели этой болезнью еще лет десять назад.

Вообще Петербург по многим параметрам — первый город в стране. Даже в условиях кризиса в нашем городе было сдано 2 млн 300 кв. м жилья, в то время как Москва не ввела в пошлом году и миллиона. И это при том, что столица обычно сдавала до 5 млн кв. м. Причина именно в том, что москвичи долгое время не подпускали к себе рынок.

В течение многих лет система строительного надзора претерпела ряд изменений. Раньше она называлась Государственный архитектурно-строительный надзор (ГАСН). С выходом Градостроительного кодекса в 2004 году понятие «архитектурный надзор» было ликвидировано. И это было вполне правильно.

Государству, в общем, незачем наблюдать за архитектурой. На это в каждом регионе есть соответствующие службы, и большего вмешательства власти не нужно. Государство оставило за собой главный момент: обеспечение безопасности и надежности возводимых сооружений.

Поэтому ответственность за строительство объекта в конечном счете несут и государство, и застройщик, и подрядчик, и проектировщик. Первое обеспечивает надежность всего объекта в целом, но при этом никто не снимает ответственность с остальных.

Появление Градостроительного кодекса в свое время стало настоящим революционным прорывом. Да, в него постоянно вносятся разного рода поправки, но самое главное уже выкристаллизовалось. Тем не менее, у нас есть законодательное ядро, на основе которого развивается вся строительная отрасль. Поправки еще будут, но уже не такие значительные, какие происходили в последние пять лет.

Одним из нововведений стало появление кодекса об административных правонарушениях именно в области строительства. В нем появились статьи, по которым наказание действительно ужесточилось. Например, если раньше административный штраф составлял в целом от 50 до 100 тысяч рублей, то с 2007 года максимальные штрафы стали доходить до миллиона рублей. И я считаю, что это правильно. Раньше им проще было заплатить 50 тысяч рублей и продолжать нарушать правила строительства, чем бездействовать. Благосостояние наших фирм постепенно растет. Соответственно, и штрафы становятся больше. Миллион рублей — ощутимая цифра.

Чаще других при строительстве допускаются текущие отклонения от проектных решений. Их вполне можно исправить в процессе производства работ. Мы легко их выявляем, приостанавливаем работы на объекте и требуем принятия новых проектных решений и мероприятий для устранения выявленных дефектов.

Серьезные отклонения от проекта строители допускают один-два раза в год. В основном это происходит, когда застройщики приступают к работам без разрешения. Пожалуй, это самое распространенное нарушение. Ведь если разрешение у нас не получено, то мы и надзор не проводи, не наблюдаем за объектом. Для решения этой проблемы нужно в корне менять законодательство, причем федеральное. Нужно вносить поправки в области судебных делопроизводств.

В Европе, например, при выявлении какого-либо правонарушения дело может быть рассмотрено в суде в течение всего пяти суток. У нас же для того, чтобы приостановить стройку, нужно общаться с судом три месяца. Потом еще три-четыре раза дело будут откладывать, переносить по болезни судьи или еще каким причинам.

У нас есть яркий пример, когда мы решили пройти всю эту цепочку от начала до конца. Это было в 2009 году. За серьезные нарушения подрядчика мы вышли с иском в суд. Процедура длилась год и два месяца, и в конечном итоге документы вернулись к нам для принятия соответствующего решения. А за это время подрядчик давным-давно уже и построил, и даже ввел в эксплуатацию объект. Поэтому меры, предусмотренные сегодня законодательством, неэффективны.

Поэтому, я убежден, что если бы судьи были уполномочены рассматривать дела о правонарушениях в строительстве в течение пяти суток, не нужны были бы и миллионные штрафы. Если бы сработал такой рычаг, произошла бы революция.

Сегодня некоторые застройщики согласны платить и миллион, лишь бы стройка не останавливалась. Вот если бы в качестве наказания им грозило приостановление деятельности компании, тогда бы они задумались. Такое нововведение серьезно бы повлияло на работу органов надзора, повысило их значимость.

В царское время была строительная полиция. Если строительный полицейский приходил на объект, все трепетали. Современная политика в строительной отрасли сейчас такова, что все сводится к упрощению, сокращению барьеров. Думаю, это правильно, но не нужно этого добиваться огульным путем.

И, тем не менее, число нарушителей снизилось только в период кризиса. Объяснение простое: сократилось число компаний, которые занимаются строительством, и пропорционально им сократилось число нарушителей.

В кризисное время опытные застройщики сконцентрировали свои силы на завершении строительства объектов высокой степени готовности. За счет таких действий со стороны строителей и произошло сокращение числа нарушений. Выжили именно те компании, которые придерживались такой тактики.

Появление саморегулируемых организаций тоже не принесло существенных изменений в ситуацию. Единственное, что происходило, — это выдача допусков к строительной деятельности. В течение 2010 года была борьба за эти допуски. Сейчас даже появились какие-то подпольные организации, которые гарантируют в течение трех часов получение допуска за минимальную цену...

Думаю, в 2010 году никакая из СРО к основной работе практически и не приступила. Первое полугодие 2011 года показало, что многие СРО уже приблизились к тому моменту, когда надо заниматься и настоящими делами, а не только допусками. Нам приходится плотно взаимодействовать с ними: мы обязательно направляем в СРО информацию о систематических нарушениях в деятельности той или иной компании. Правда, мы видим, что те меры наказания, которые принимают СРО, недостаточны, потому что не существует правил, положений о мерах наказания нарушителей. Саморегулируемым организациям нужно начинать с выработки своих внутренних критериев по оценке деятельности строительных компаний.

Сейчас помимо обычных объектов, нашей службой рассматриваются и проекты, предусматривающие использование новейших технологий и материалов. В законодательстве предусмотрены главные критерии современных технологий: энергоэффективность и экологичность. Мы постепенно идем к технологиям «умного» дома, но, к сожалению, по многим позициям в этом плане еще очень отстаем.

Один из важных документов, который должен быть у застройщика — это энергетический паспорт, который с 2010 года является обязательным документом при подготовке проектной документации и направлении ее в экспертизу.

Паспорт должен содержать все параметры объекта, рассчитанные на период строительства, а также на период его эксплуатации. Комиссия по надзору впоследствии проводит сверку фактических данных и параметров, представленных в энергетическом паспорте. В случае несоответствия параметров устраняются ошибки в эксплуатации здания. Такой процесс позволяет экономить ресурсы и финансовые средства.

Мы обратили внимание на попытки некоторых застройщиков использовать энергосберегающие технологии. Холдинг «ЛенСпецСМУ», например, очень серьезно к этому подходит.

Также, несмотря на негативное отношение многих к такому объекту, как «Стокманн», могу сказать, что именно он — один из ярких примеров использования новых технологий. Заглубление на три этажа вниз — это необычно для Петербурга, для наших грунтов. На одном из трех подземных этажей расположено оборудование, которое обеспечивает деятельность здания. Это сердце торгового центра. В нем находятся вся электроника, системы воздухообмена, теплоснабжения. Под землей же расположен паркинг, рассчитанный на 600 машин. Мне кажется, «Стокманн» — пример правильного подхода к инженерному планированию«.

Справка

Орт Александр Иванович, заслуженный строитель Российской Федерации, кандидат экономических наук, почетный академик РАН, член-корреспондент международной академии инвестиций и экономики строительства, международный эксперт-строитель, награжден почетным знаком «Строитель Санкт-Петербурга», с 2011 года — «Почетный гражданин России».
Дата рождения: 4 июля 1948 года.
Место рождения: Украина.
В 1966 году поступил в Северо_Западный политехнический институт. Совмещал учебу с работой ученика фрезеровщика на Ремонтно-механическом заводе № 8 Главленинградстроя.
С 1996 года — заместитель председателя Комитета по строительству Санкт-Петербурга.
С 2002 года — начальник управления Государственного архитектурно-строительного надзора.
С 2004 года — начальник Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга.