Вопросы совместного проживания

С 1 июля 2011 года Таможенный союз, о котором столько говорят и пишут, заработал почти в полном объеме. Границы между Российской Федерацией, Казахстаном и Беларусью открыты, сотрудники таможенных служб остались без работы, а экономические связи между государствами стали развиваться по новым стандартам. Но впереди еще ожидается большая работа по созданию действительно Единого экономического пространства...

Основным направлением совместной деятельности стран-участниц Таможенного союза по гармонизации законодательства и созданию Единого экономического пространства является разработка и унификация технических регламентов и стандартов. Несмотря на то, что стандарты являются документами добровольного применения, их разработка и перевод национальных стандартов в межгосударственные представляется всем участникам этой работы крайне актуальным процессом.

Единая техническая политика

Первый заместитель председателя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия А. Лоцманов в своих выступлениях постоянно возвращается к вопросу интенсивности работы по переводу национальных стандартов в межгосударственные и регулярно констатирует ее низкие темпы.

По утвержденному государствами-участниками ТС плану, Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан поделили между собой разработку запланированных 47 технических регламентов в следующем соотношении: 25 из них закреплены за Россией, 9 — за Беларусью и 13 — за Казахстаном. Учитывая специфику данной работы и перспективы функционирования разрабатываемых документов на территории всего Таможенного союза и просто исходя из здравого смысла, бизнес-структуры становятся полноправными участниками разработки согласований и утверждения технических регламентов на всех стадиях в качестве партнера.

В этом процессе Российская Федерация представлена Российским союзом промышленников и предпринимателей, Республика Беларусь — Конфедерацией промышленников и предпринимателей Беларуси, Казахстан — Национальной экономической палатой «Союз Атамекен».

Обсуждение разрабатываемых проектов активно ведется в указанных организациях и все заинтересованные лица могут ознакомиться с процессом обсуждения, например, на сайте профильного комитета РСПП.

Руководитель Комитета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Д. Пумпянский в своих выступлениях особенно подчеркивает важность взаимодействия бизнес-структур и государства в рамках унификации и разработки единых технических регламентов и стандартов для экономик всех стран-участниц.

Единая техническая политика России, Беларуси и Казахстана имеет огромное значение не только для формирования Единого экономического пространства, но и для последующего вступления стран-участниц интеграционного объединения во Всемирную торговую организацию. Неудивительно, что бизнес-сообщество так заинтересовано в согласовании политики государства с интересами экономических структур в подготовке технических регламентов.

Д. Пумпянский отмечает, что «гласность при обсуждении столь важных документов позволяет исключить как недобросовестное лоббирование со стороны отдельных участников бизнеса, так и избыточные процедуры со стороны государственных органов власти». Сегодня базовые документы по техническому регулированию ЕврАзЭС и Таможенного союза имеют немало противоречий. Более того, к противоречиям в самих документах добавляется путаница в подходах, вплоть до появления предложений о разработке технических регламентов СНГ. О каких документах СНГ может идти речь, когда даже три страны пока не смогли согласовать свои позиции и провести единую политику?! Самым логичным и верным способом достичь единства представляется формирование и исполнение плана разработки технических регламентов пока только Таможенного союза.

Это вовсе не означает, что страны-участницы ТС не пустят в «свою песочницу» другие государства. Зато означает, что остальные страны СНГ могут на своем национальном уровне присоединиться к общей системе и использовать документы Таможенного союза в своих интересах.

Доказательной базой технических регламентов ТС должны стать межгосударственные стандарты, поэтому работа над согласованием и утверждением национальных стандартов при таких обстоятельствах становится излишней. В условиях отказа от разработки национальных стандартов, хотя бы в основных отраслях промышленности, можно будет высвободить силы и средства для подготовки межгосударственных документов, гармонизированных с международными.

РСПП, проанализировав деятельность профильных национальных органов по осуществлению технической политики и реалии функционирования Таможенного союза, выдвигает две основные инициативы в сфере технического регулирования.

Во-первых, представляется целесообразным обсудить вопрос о создании наднационального органа прямого действия по техническому регулированию и стандартизации, деятельность которого позволит существенно сократить сроки подготовки и рассмотрения проектов технических регламентов. А во-вторых, наднациональный орган необходим также в сфере аккредитации и оценке соответствия.

Создание такого института существенно упростит и ускорит взаимный допуск товаров на рынок, а также международное признание сертификатов и результатов испытаний.

Параллельно министерства и ведомства стран-участниц ТС работают над исполнением договоренностей по формированию технических документов.

Минтрансом России разработан технический регламент «Безопасность автомобильных дорог», который должен вступить в силу на территории Таможенного союза в конце 2011 года. Этот технический регламент вызывает массу нареканий со стороны специалистов. Эксперты высказываются против унификации требований к безопасности автомобильных дорог не только в рамках всего ТС, но даже в рамках нашей необъятной страны. Они не перестают бить тревогу и настаивать на необходимости дифференциации требований, предъявляемых к безопасности в этой сфере, исходя из местности, ландшафта, климатических условий и т.д.

А в условиях, когда одни и те же требования предъявлены к автомобильным дорогам разных стран, нетрудно предположить, что равнять их будут по самому низкому качественному показателю. «Нельзя всех под одну гребенку», — считает О. Скворцов, президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций РОДОС. В данной ситуации, по мнению экспертов, наоборот следует применять гибкую систему правил безопасности.

Хотя, справедливости ради стоит сказать, что у этой инициативы есть определенные плюсы. Во-первых, унификация технического регулирования в данной области облегчит процедуру фиксации повреждений дорожного покрытия, в случаях, когда это необходимо. Во-вторых, водителям станет легко и удобно ориентироваться на постсоветском пространстве с новой единой маркировкой магистралей. В-третьих, разработка подобных стандартов позволить поднять и решить вопрос о наружной рекламе вдоль дорог, которая зачастую лишает водителя возможности обратить внимание на дорожные знаки. Но, в целом, принятие такого документа требует тщательной проработки всех нюансов.

Кроме регламента «Безопасность автомобильных дорог», сейчас активно ведется работа над проектом технического регламента «О безопасной химической продукции».

Министерство экономического развития Российской Федерации, проводя оценку регулирующего воздействия в контексте разработки технических регламентов Таможенного союза, обращает внимание экспертов на то, что залогом успеха этой оценивающей деятельности является сбалансированное сочетание анализа и количественной оценки с публичными консультациями по спорным вопросам.

На сегодняшний день, по мнению специалистов Минэкономразвития России, ключевыми проблемами по формированию технических регламентов являются следующие: отсутствие требований к проектированию и единства в определениях; нет процедуры подтверждения соответствия; необходимость выработки компромисса на основе действующего регулирования.

Работа над техническими регламентами идет полным ходом и в настоящее время далека от завершения, но кроме технической политики страны-участницы Таможенного союза регулярно договариваются о сотрудничестве и в других сферах.

А что у Вас в пакете?

1 июля 2011 года Госдумой был принят, а 6 июля Советом Федерации одобрен пакет соглашений со странами-участницами Таможенного союза. Ратифицированы многие документы, скромно ожидавшие своей очереди в процессе установления еще более прочных экономических связей между государствами.

Во-первых, был подписан закон о ратификации соглашения о согласованных принципах валютной политики. Это соглашение предусматривает под собой расширение использования национальных валют во взаимных расчетах стран-участниц Таможенного союза и Единого экономического пространства. В частности, речь идет об обеспечении взаимной конвертируемости и стабилизации курсов.

Во-вторых, было ратифицировано соглашение о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала. Данное соглашение разработано не только для обеспечения свободного движения капитала, но и для развития взаимовыгодного сотрудничества в финансовом секторе гармонизации законодательства России, Белоруссии и Казахстана в банковской сфере, на валютном рынке, на рынке ценных бумаг, в сфере страхования. Сроки гармонизации установлены однозначно — до 31 декабря 2013 года.

Согласно этому документу планируется обеспечить возможность размещения и обращения ценных бумаг эмитентов сторон на всей территории Единого экономического пространства.

В-третьих, было одобрено и подписано соглашение о государственных закупках, которое предполагает гармонизацию национального законодательства сторон в данной области. Приложениями к соглашению устанавливаются перечни случаев закупок у единственного поставщика.

Четвертый документ, занявший свое достойное место в этом пакете, — это соглашение, регулирующее ценообразование в сфере электроэнергетики, который предполагает транзит электрической энергии на условиях заключенных договоров при условии приоритетного обеспечения внутренних балансов электрической энергии (мощности) национальной энергосистемы. Оно также предполагает создание единой методологии осуществления межгосударственной передачи электрической энергии (мощности) между государствами-участниками Единого экономического пространства.

Договоренность об общих рынках нефти и нефтепродуктов подразумевает согласование странами ЕЭП до 1 октября индикативных балансов добычи (производства), потребления, поставки, импорта и экспорта нефти и нефтепродуктов на 2012 год.

Документом о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа предлагается оставить режим заключения договоров с компаниями по размеру тарифа. При этом стороны обязуются согласовывать пятилетний баланс потребления и поставок газа. Соглашение предполагает достижение рыночных (равнодоходных) цен на газ на территориях всех государств-участников ЕЭП не позднее 1 января 2015 года.

Ратифицировано также отдельное соглашение с Казахстаном, в котором говорится о неприменении пошлин во взаимной торговле.

Соглашением о согласованной макроэкономической политике предусматривается обеспечение макроэкономической стабильности и развития экономики сторон для углубления интеграции в рамках ЕЭП, эффективное взаимодействие сторон, согласование параметров основных макроэкономических показателей для повышения устойчивости экономического развития и создания условий перехода на более высокие ступени экономической интеграции, разработка общих принципов и ориентиров для прогнозирования социально-экономического развития сторон. Документом также конкретизируется терминология, используемая в правовой базе ЕЭП.

Ратифицированы и соглашения о единых правилах конкуренции, господдержки сельского хозяйства, и о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики. Для реализации всех этих грандиозных планов понадобятся грамотные исполнители принятых и будущих соглашений. Неудивительно, что перспективы развития Таможенного союза являются предметом пристального изучения не только нынешних, но и будущих промышленников и предпринимателей.

Таможенному союзу нужны квалифицированные кадры

В начале лета в Новочеркасске состоялась конференция «Система технического регулирования Таможенного союза: диалог бизнеса и профессионального образования». Организаторами конференции выступили Комитет РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, Координационный совет отделений РСПП в Южном федеральном округе, ГОУ ВПО «Южно-Российский государственный технический университет», Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) и Всероссийский совет ректоров вузов Южного федерального округа.

Участники мероприятия обсудили актуальные вопросы развития системы стандартизации в России. Особое внимание они уделили проблемам обновления фонда стандартов в строительном и машиностроительном комплексах, химической промышленности, энергетике и в других областях экономики.

О достижениях в результате своей деятельности рассказал на конференции Федеральное государственное учреждение «Ростовский центр стандартизации, метрологии и сертификации». Центр осуществляет работу по широкому спектру вопросов в области технического регулирования. В частности, взаимодействует с органами исполнительной власти с целью выработки региональной комплексной программы исполнения требований технических регламентов, вступивших в действие, доносит допредприятий и организаций своего региона актуальную информацию в области технического регулирования, проводит работы в области национальной стандартизации, оказывает методическую помощь специалистам предприятий по разработке стандартов организаций и техническим условиям, участвует совместно с вузами Ростовской области в работе по подготовке специалистов для предприятий региона.

Кроме того, ФГУ «Ростовский ЦСМ» поддерживает на высоком уровне свою испытательную базу, отвечающую обязательным требованиям вступивших в действие технических регламентов. Тем самым, центр дает возможность предприятиям области проводить необходимые испытания для целей подтверждения соответствия непосредственно в регионе.

Направления работы базы — испытательная лаборатория пищевой продукции, продовольственного сырья и товаров народного потребления и испытательная лаборатория по испытаниям бытовых электроприборов.

В рамках работы с будущими специалистами «Ростовский ЦСМ» регулярно приглашает к себе на преддипломную и производственную практику студентов различных курсов. Подобный опыт изучения предстоящей работы на деле может быть очень полезен для перспективных выпускников вузов Южного федерального округа. Студенты также принимают участие в ставшем традиционным конкурсно-выставочном проекте ФГУ «Ростовский ЦСМ» «Лучшие товары Дона». Знакомство выпускников с будущими работодателями очень часто случается на деловой площадке этого проекта.

Имеющий уши да услышит

Июль в Москве ознаменовался первой после отмены таможенного контроля встречей глав правительств странучастниц Таможенного союза в рамках конференции «От Таможенного союза к Единому экономическому пространству. Интересы бизнеса». Целями конференции, по формулировке пресс-службы Правительства РФ, являлись «доведение до бизнес-сообщества информации о качественно новых возможностях ведения хозяйственной деятельности после образования ЕЭП, а также обсуждение наиболее важных вопросов формирования общего рынка товаров, работ, услуг, капитала и рабочей силы в рамках ЕЭП».

Премьер-министр Российской Федерации В. Путин в своем выступлении напомнил, что с 1 июля «наши предприниматели могут действовать свободно, без всякого таможенного контроля между государствами — соответственно, без всякой таможенной пошлины, что снижает нагрузку на бизнес и увеличивает конкурентоспособность на наших территориях и вовне».

Кроме этого, премьер заметил, что в ближайшее время граждане стран ТС будут жить в полноценном Едином экономическом пространстве, потому что «никаких противоречий у нас сегодня по этим вопросам нет».

Но, кажется, не все с ним согласны. Для белорусской стороны все разговоры о сотрудничестве рано или поздно сворачиваются к топливно-энергетической сфере. Да и как иначе? Ведь окончательных договоренностей междуМосквой и Минском по новой формуле цены на российский газ пока нет, и достигнуть их никак не удается.

Действующий контракт между ОАО «Газпром» и ОАО «Белтрансгаз» на поставку и транзит газа заканчивается 31 декабря 2011 года. Документом определена формула цены с 1 января 2008 года (соответствующая формуле цены при поставках российского газа в Европу), а также понижающие коэффициенты цены на 2008-2010 годы.

Подписание нового контракта в Беларуси связывают с подписанием документов по покупке Газпромом 50% акций Белтрансгаза. С такой постановкой вопроса не согласны в Москве. Газпром заявляет, что готов заплатить 2,5 млрд долларов за остальные акции. И, по словам А. Миллера, председателя правления ОАО «Газпром», если белорусская сторона согласится продать пакет Белтрансгаза без всяких дополнительных условий, то «контракт может быть подписан хоть завтра».

В любом случае, в новом контракте, который будет действовать с 2012 года, будут учтены реалии Единого экономического пространства.

Но, если абстрагироваться от топливно-энергетических вопросов и вернуться к общим впечатлениям глав правительств от процессов формирования единого экономического пространства, то можно отметить, что, например, М. Мясникович в своих выступлениях призывает всех участников процесса свести к минимуму бумажную работу и сосредоточиться на претворении достигнутых договоренностей в жизнь, чтобы Таможенный союз работал максимально эффективно.

Встреча на деловом форуме с участием предпринимателей видится М. Мясникову как важный элемент диалога государства и бизнеса: «Мы старались услышать предпринимателей. Я думаю, что и мы были услышаны ими, были услышаны наши дальнейшие планы».

Досадно только, что предприниматели действительно слушали и слышали представителей государства, а чиновники лишь постарались услышать представителей бизнеса. Для М. Мясниковича начало действительной работы Таможенного союза является «точкой невозврата», после пересечения которой каждый следующий шаг должен быть продуман и согласован с партнерами по интеграционному объединению. Премьер-министр Республики Беларусь выражает надежду на то, что когда заработают все инфраструктурные подразделения Единого экономического пространства, в том числе суд ЕврАзЭС, «уже будет меньше необходимости включать административные ресурсы, а будут работать рыночные механизмы».

По мнению В. Путина, особого внимания требует вопрос о статусе комиссии Таможенного союза. Российская сторона считает, что эта структура должна быть наднациональной: «В рамках этой структуры будет образовано специальное подразделение, которое и будет действовать на постоянной основе». Примечательно то, что главным аспектом организации работы комиссии в том статусе, который ее пророчат, является подбор соответствующих зданий в Москве и Минске, призванных «отвечать тем высоким задачам, которые будут перед этим органом стоять».

Но Москва подбирает соответствующие поставленной задаче помещения не только для комиссии Таможенного союза. На улице не останется и суд ЕврАзЭС, который будет высшей судебной инстанцией по разбору споров между хозяйствующими субъектами Таможенного союза. Кроме зданий, обсуждается также вопрос о составе судей этого компетентного органа, который будет формироваться из судейского корпуса всех трех стран-участниц. Премьер-министр обещает, что в 2013 году мы перейдем на новую ступень развития наших интеграционных отношений и будем жить уже в Евразийском союзе.

К. Масимов, премьер-министр Республики Казахстан сетует на то, что бизнес не успевает догонять инициативы и решения, принятые в рамках формирования Таможенного союза. Перспектива жизни через несколько месяцев в совершенно новом правовом пространстве обескураживает г-на Масимова: «Мы должны ментально подготовиться».

Только настолько ли пугающе ново это правовое поле? Ведь жили же мы Союзом, и дружно жили... Но несмотря на все предстоящие бытовые трудности, жизнь в нашей «коммунальной квартире» будет отрегулирована. Глава правительства Казахстана уверен, что «мы всем сможем доказать, что вместе мы сильнее, что это тройственное объединение всем нам дает новые возможности, и граждане наших стран будут благодарны».

А пока основное население трех стран не осознало в полной мере всех преимуществ от совместной жизни, свою выгоду из этого интеграционного объединения извлекли трудовые мигранты. Теперь работодатели смогут брать их на работу, не получая разрешения на привлечение иностранной рабочей силы. На срок трудового договора такие лица приобретают статус временно пребывающего. А в будущих планах государств гармонизация не только технического, но и пенсионного законодательства, что продвинет нас еще на один шаг к формированию нового Советского союза.

Но большинство этих инициатив пока существуют лишь в планах. На сегодняшний день странами-участницами Таможенного союза унифицировано только таможенное законодательство. Для хозяйствующего субъекта это означает, что декларация на товары подается органом той страны, в которой зарегистрирован или постоянно проживает декларант. А во многих других сферах устные договоренности пройдут еще ни одну стадию перед воплощением в законодательную форму. Поэтому — продолжение следует...

Татьяна СЕЛИВАНОВА