Международная стандартизация: вопросы и ответы

На XV заседании Комитета по техническому регулированию Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты, состоявшемся 23 мая, выступили российские эксперты и представители ASTM International (США). Опираясь на опыт передовых европейских стран и крупной американской компании по разработке стандартов, докладчики и слушатели попытались определить оптимальный путь России, балансирующей между СНиПами, Еврокодами и ГОСТами (гармонизированными с ISO), к международной стандартизации.

Современный подход к стандартизации со стороны тех субъектов, которые непосредственно касаются производства продукции и услуг, заключается в понимании ее как ключевого звена политики в области торговых отношений в мировом масштабе. Также можно сказать, что стандартизация является стабилизирующим фактором, обеспечивающим функционирование социально-экономической связи в обществе.

Что дает стандартизация производителю и потребителю товаров и услуг? В первую очередь — разделение ответственности между государством и производителем. Например, в ведомстве первого находятся безопасность промышленной продукции, защита здоровья и жизни населения, охрана окружающей среды, защита имущества, т.е. достаточно глобальные категории нашей жизнедеятельности. В то же время, на долю второго приходятся качество как основа производства конкурентоспособной продукции и предоставление услуг квалифицированными специалистами.

Если присмотреться к опыту передовых европейских стран, то становится ясно: стандартизация продукции и услуг направлена на разработку обязательных и рекомендуемых норм и правил их производства, качества и безопасности, а также безопасности и комфортности труда. Назначение норм — обеспечение взаимозаменяемости и технической совместимости продукции от разных производителей и соблюдение единства измерений и методов испытаний.

Заметим, что в мировой практике имеется значительный опыт административно-правового обеспечения стандартизации в сфере защиты интересов и прав потребителей, в особенности таких ее аспектов, как охрана здоровья и обеспечение безопасности, включая экологическую безопасность.

В процессе стандартизации участвуют всевозможные организации, но по большому счету каждая из них может внести лепту в разработке, как региональных и национальных стандартов, так и международных. Каким образом такое стало возможным?

Всем специалистам, касающимся в работе необходимости использовать стандарты, известно, что существует ряд международных организаций, осуществляющих деятельность в области стандартизации, обеспечения единства измерений и качества:

— Международная организация по стандартизации (ISO);

— Международная электротехническая комиссия (IEC);

— Международная система сертификации электронных компонентов, действующая в рамках Международной электротехнической комиссии (IECQ);

— Система Международной электротехнической комиссии по подтверждению результатов испытаний и сертификации электрооборудования (IECEE);

— Схема стандартов безопасности Международной электротехнической комиссии по сертификации электрооборудования для взрывоопасных сред (IECEx);

— Международная организация законодательной метрологии (OILM);

— Международное бюро мер и весов (BIPM);

— Европейская организация по качеству (EOQ).

Все они работают по принципу рекомендованных стандартов, то есть любая страна может либо принять их к сведению и следовать требованиям изложенных норм, либо отказаться.

Обеспечение участия Российской Федерации в работе вышеназванных организаций возложено на Росстандарт. Но по сути госорган не может единолично принимать такого рода решения, не опираясь на потребности производителя и запросы потребителя.

В итоге при разработке новых стандартов в Российской Федерации, призванных стать международными, учитываются, как правило, и старые советские СНиПы, и современные пожелания производителей, и новейшие достижения международной практики. Причину такого положения дел хорошо объяснил заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии А. Зажигалкин. Он считает, что те задачи, которые стоят сегодня перед национальной стандартизацией, не могут быть решены без активного участия экспертов из числа представителей бизнеса. Основной урок 85-летней истории российской стандартизации показал, что как только появляются амбициозные экономические цели, для системы стандартизации сразу находится «работа»: перед ней ставят тяжелые, но решаемые задачи по обеспечению развития экономики, решить которые возможно только совместными усилиями государства и бизнеса.

Именно эти вопросы и были затронуты на XV заседании Комитета по техническому регулированию Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты.

Кто платит, тот заказывает музыку...

Заседание Комитета по техническому регулированию и стандартизации Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты транслировалось онлайн в Интернете. Таким образом, в прямом эфире к участию в мероприятии были привлечены специалисты из Москвы, Электростали, Южно-Сахалинска, Красноярска, Самары, Челябинска, Нижнего Новгорода, Кургана и Кирова, имея возможность задать вопросы и получить на них ответы без долгого ожидания.

Открыл заседание по теме «Международная система стандартизации: опыт применения в России, проблемы внедрения» С. Тихомиров, председатель Комитета по техническому регулированию и стандартизации Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты, президент Консорциума «Кодекс». Во вступительной речи он четко обозначил основные проблемы сегодняшнего дня в сфере стандартизации, в том числе и международной.

Первым слово было предоставлено ответственному секретарю Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия М. Шевелеву, который выступил с докладом «Участие промышленности России в международной стандартизации».

Основным тезисом его доклада прозвучало то, что Комитет сегодня — своеобразный буфер между производством и руководящими органами. В РСПП входят порядка 60% всех промышленных предприятий Российской Федерации основных секторов экономики: химическое производство, легкая и пищевая промышленность, строительство, оборонно-промышленный комплекс, машиностроение, ТЭК, банковская сфера и сфера услуг.

РСПП объединяет свыше 320 тысяч представителей промышленных, научных, финансовых и коммерческих организаций во всех регионах России, что дает возможность максимально объективно судить о реалиях в сфере бизнеса.

Ежегодно Комитет проводит 4-5 межрегиональных конференций по вопросам стандартизации. Так, в 2010 году на апрельском мероприятии в Дальневосточном ФО (г. Владивосток) присутствовало 470 человек, в Астрахани — 260; в июне в Москве собралось 450 участников и слушателей; в октябре на Урале (г. Екатеринбург) — уже 700 представителей промышленности и иных организаций, касающихся области стандартизации в РФ.

Становится очевидным, что решение ряда первостепенных вопросов: планирование и финансирование работ по стандартизации; организация взаимодействия производителей и потребителей продукции по разработке и внедрению новых стандартов; участие в международной стандартизации; ускорение внедрения инновационных технологий на базе создания новых стандартов — все это требует совместных усилий государства и бизнеса. В связи с этим эффективной новой формой взаимодействия двух сторон стали Межотраслевые советы по стандартизации, созданные совместно РСПП и Росстандартом РФ.

Согласно новой схеме работы между техническими комитетами по стандартизации, с одной стороны, и РСПП и Росстандарта, с другой, оказываются Межотраслевые советы. Взаимодействие органов показано на рис. 1 и 2.

Также была отмечена М. Шевелевым необходимость перехода к системе, в которой заказчиком стандартов станет бизнес, заинтересованный в них, а не государство.

«Основой производства и товарообмена во всех странах являются стандарты, — констатировал эксперт. Системы технического регулирования различны, но в конечном итоге, все они определяют: какие стандарты являются обязательными, а какие — добровольного применения». Кроме того, г-н Шевелев отметил, что финансирование стандартизации за рубежом осуществляется по большей части бизнесом. Например, в Германии на долю предпринимателей приходится фактически порядка 90% денежных вливаний (см. рис. 3).

Следуя по пути развитых стран Запада, России необходимо перенести львиную долю финансового обеспечения всех этапов стандартизации на плечи предпринимателей.

Тем более, в свете создания Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России, данная проблема становится наиболее актуальной. Изменение принципов технического регулирования становится необходимым. Странам-участницам предстоит принять единые регламенты, а эта работа требует ответственного подхода. Поэтому вслед за Председателем Правительства РФ В. Путиным, РСПП считает, что бизнес в данном вопросе должен выступить в роли контролера бюрократии, чтобы в ходе сближения национальных экономик и законодательств не возникли новые административные барьеры.

Планируется, что к январю 2012 года в Таможенном союзе будут приняты технические регламенты — аналоги европейских директив «Нового подхода».

В связи с этим г-н Шевелев обозначил задачи технического регулирования Таможенного союза. В них вошли: синхронизация работ над техрегламентами ТС и ЕврАзЭС; участие экспертного сообщества промышленности в разработке, экспертизе и утверждении технических регламентов ТС; перевод обновленных стандартов стран ТС в статус межгосударственных стандартов; гармонизация межгосударственных стандартов и сводов правил с международными документами; активизация участия в процессах представителей промышленности.

Ответственность — во главу угла!

Вторым докладчиком на заседании Комитета по техническому регулированию Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты стал М. Кайков, вице-президент Ассоциации строителей России.

Г-н Кайков отметил, что строительство в настоящее время выведено из техрегулирования и состояние отрасли фактически приравнивается к 2003 году. Имеющиеся сертификаты в итоге не признаются ни друг другом, ни Еврокодами. Одним из решений данной проблемы АСР видится возможность прописать в Законе наименование тех организаций, которые будут уполномочены отвечать за подтверждение соответствия. «При этом не значит, что государство снимает с себя ответственность за безопасность», — считает эксперт.

Также в докладе вице-президента Ассоциации строителей прозвучала мысль, что решать существующие проблемы в рамках закона об аккредитации невозможно. Объяснил это докладчик так: «Если в советское время все НИИ активно занимались разработкой СНиПов и ГОСТов, то после распада Союза эта работа практически не велась. Как следствие, имеющиеся документы в сфере строительства безнадежно устарели. Сегодня же мы не можем убедить Правительство Российской Федерации в необходимости обучить проектировщиков нового поколения, способных освоить стандарты». Выход из сложившейся ситуации АСР видится только в одном: Россия должна принять добровольные стандарты, разработанные на основе европейского опыта.

Ключевой мыслью в выступлении М. Кайкова прозвучал тезис о необходимости формирования ответственности производителей строительной продукции за свои действия. Для сравнения со сложившейся в РФ ситуацией в качестве примера был приведен опыт европейских стран, где основой мотивации производителей к выпуску высококачественной продукции является фактор ответственности.

Эксперт отметил, что принятая в ряде стран Евросоюза Директива об ответственности изготовителя за выпуск некачественной продукции подразумевает повышение ответственности изготовителей и поставщиков (продавцов) за качество продукции; разделение ответственности изготовителей и поставщиков (продавцов) за причинение ущерба; создание системы анализа и учета случаев причинения вреда жизни, здоровью или имуществу человека, окружающей среде посредством реализации некачественной продукции, а также меры по приостановлению производства и реализации, отзыву и изъятию продукции с рынка в случае выявления нарушений. При этом Директивой также указывается необходимость возмещения потребителям убытков, возникших в связи с отзывом с рынка продукции (что само по себе немыслимо в российских условиях).

Кроме того, в европейских странах хорошо развит инструмент страхования ответственности производителя.

Это еще одна «планка», к которой, по словам г-на Кайкова, Россия должна стремиться. «В настоящее время страховщики не имеют в своих рядах квалифицированного персонала, — заметил вице-президент АСР. — Поэтому зачастую страхуется просто воздух в то время, когда основная цель страховых компаний — возмещение принесенного ущерба».

Г-н Кайков отметил следующие риски, имеющиеся в практике международного рынка в целом и европейского в частности:

— Изготовитель продукции и услуг идентифицировал основные риски — требования Директив ЕС и технических регламентов по их максимальному исключению;

— Изготовитель продукции и услуг выбрал техническое решение для исполнения основных требований по безопасности;

— Изготовитель продукции и услуг создал техническую документацию, подтвердив соответствие основных требований и проведя испытания на их соответствие, создал файл технической документации;

— Декларация соответствия Директиве или техническому регламенту и ее государственная регистрация соответствует заявлению изготовителя продукции и услуг о исполнении им основных требований;

— Ответственность за риски, присущие продукции и услугам, изготовитель взял на себя, застраховав их, и поэтому допущен на рынок.

Докладчик отметил необходимость изменения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части ответственности за нарушение требований технических регламентов. Например, максимальное наказание в настоящее время предусмотрено за недостоверное декларирование соответствия продукции выпускаемой в обращение впервые — 50 тыс. рублей. Размер штрафа предполагается увеличить в 20 раз, что составит 1 млн руб. Нарушение правил выполнения работ по сертификации, выдачи сертификатов соответствия или принятие декларации о соответствии, составленной с нарушением законодательства, сейчас карается штрафом, не превышающим 30 тыс. руб. — АРС предлагает его увеличение до 500 тыс.

Г-н Кайков отметил, что, используя имеющийся опыт, проектировщики различных стран унифицировали положения директив в соответствии с обязательными требованиями безопасности производства. Поэтому добровольные Еврокоды в настоящее время являются некими универсальными инструментами интеграции между заказчиком, исполнителем и потребителем.

Основной целью создания СРО на основе добровольного членства является передача саморегулирующимся организациям функции допуска компаний на российский строительный рынок, что позволит очистить его от недобросовестных участников и фальсифицированной продукции. По мнению М. Кайкова, вступление в СРО может проходить в несколько этапов, что показано на рис. 4.

Из достижений сегодняшнего дня на Заседании был отмечен факт: из отрасли удалены недобросовестные участники рынка, которые вообще не занимались строительством. Примененный фильтр позволил на треть избавиться от мошенников, считает докладчик.

Нефтехимия не ищет легких путей

Профессор института нефтехимического синтеза Российской академии наук М. Левинбук выступил с докладом «О некоторых особенностях технического регулирования и налогообложения в России и их влияние на проведение модернизации нефтепереработки». Ученый рассказал об особенностях технического регулирования и налогообложения в Российской Федерации, акцентировав внимание на необходимости внедрять новые технологии переработки нефти, что обусловлено ухудшением качества добываемого сырья.

Негативно отозвался г-н Левинбук и об автоматическом переносе Россией зарубежных измерений на свою нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую отрасль, что не может дать правильных и надежных расчетов.

Также было сказано о зарубежном опыте оптимизации процесса нефтепереработки, который позволяет экономить ресурсы и затраты, не модернизируя оборудование. В качестве примера был приведен опыт Соединенных Штатов, которые вместо того, чтобы переоборудовать заводы под переработку различных смесей, перенесли первичную тяжелую обработку на месторождения, и уже оттуда провели несколько трубопроводов к заводам. Благодаря такому подходу, каждое производство получало продукт именно того состава, с которым работать ему позволяли технические возможности. В итоге, при уменьшении количества НПЗ в США увеличился объем переработанной нефти, а процесс оптимизации оказался максимально экономичным.

Выразил ученый и сожаление о том, что, несмотря на самые большие в мировом масштабе объемы добываемой нефти, Россия так и не сумела перенести рычаг ценообразования на свою территорию.

Генеральный директор ООО «СКб Транснефтеавтоматика» Л. Вдовыченко рассказала об актуальности применения и внедрения международных стандартов при проведении учетных операций в нефтепродуктообеспечении. Прозвучал тезис, что Россия в настоящее время вынуждена разрабатывать свои критерии методов и программ расчетов в рамках международных стандартов. «СКб Транснефтеавтоматика» предлагает перейти на единую с Европой программу расчетов массы нефтепродуктов по формулам, а не по таблицам.

На заседании Комитета по техническому регулированию Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты заместитель директора ООО «ВНИПИнефть» А. Малинин выступил с докладом «Применение международных стандартов в нефтехимической отрасли». Спикер поднял вопрос с другой стороны: насколько правомерно принимать западные стандарты в нефтеперерабатывающем комплексе за единственно верную основу? Никто этого в настоящее время с уверенностью сказать не может. Законодателями норм являются заводы, поэтому вопрос относительности встает как никогда остро.

Докладчик с уверенностью заявляет, что до момента перехода российской нефтехимической отрасли к западным стандартам пройдет еще немало времени, и считает, что сегодня отечественная промышленность еще не готова перенять европейский или американский опыт.

Советы иностранцев

Важным событием прошедшего заседания Комитета стало выступление руководителей американской компании ASTM International — одной из ведущих в мире организаций в области стандартизации. Возникший диалог способствовал углубленному пониманию сути вопроса нашими соотечественниками и оказался полезным для обеих сторон.

Открытость компании ASTM International — один из важнейших факторов, благодаря которому в течение века профессионалы со всего мира имеют возможность участвовать в процессе разработки нормативно-технической документации. ASTM делает акцент на имеющийся опыт и технические достижения каждого специалиста, а не принадлежность к государству. Как следствие разработкой стандартов в той или иной сфере, занимаются люди, напрямую касающиеся данных вопросов.

Благодаря заложенному в документы высокому уровню технической добросовестности и честности, 40% из числа имеющихся стандартов ASTM уже распространены за пределами США.

Иностранные гости Комитета, вице-президент ASTM International Дж. Пейс и директор по международным продажам Дж. Томас, не только рассказали о деятельности компании в области внедрения национальных стандартов в США, но и о взаимодействии с европейскими государствами, принципе добровольности стандартизации и проблемах авторского права.

Докладчики сделали акцент на том, что в США все законы принимаются «снизу вверх», реагируя на актуальные потребности бизнеса, а организация, готовая взяться за разработку стандартов, должна отвечать трем основным требованиям: быть прозрачной, открытой и находиться в консенсусе с бизнесом и государством.

Обязательными, с юридической точки зрения, они могут стать только в двух случаях:

1) когда стандарты цитируются в законодательных актах государства;

2) когда на них даются ссылки в контрактах на поставку продукции или на предоставление услуг.

Г-н Пейс заявил, что реализуемая в Штатах система отличается от российской и европейской, но это не значит, что она лучше или хуже — она просто другая. Основным отличием ее является добровольность применения стандартов. Большинство действующих стандартов, разработанных компанией ASTM, гармонизированы с ISO. Но при этом американские гости придерживаются точки зрения, что вовсе необязательно иметь «брендом» слово «международный» в названии стандарта для того, чтобы он был признан на территории не одной страны.

За годы работы ASTM подписало несколько меморандумов о взаимопонимании с рядом европейских стран, а также с Россией. Эти документы позволяют принимать стандарты, разработанные американской компанией, в качестве дополнений к существующим ГОСТам, либо как равные с имеющимися нормативами. Кроме того, компания, в случае необходимости, запускает систему тестирования для лабораторий российских НИИ.

Еще один важный момент, на котором акцентировали внимание представители ASTM, — любые принимаемые стандарты должны способствовать продвижению товара на рынке, а не тормозить его продажи.

Дж. Томас на примере нефтегазовой промышленности рассказал о возможностях взаимодействия между специалистами нашего государства и США. Выгодное сотрудничество в данной сфере видится эксперту в диалоге российских инженеров с ASTM. Основной тезис компании: залог любого движения — это использование новейших достижений.

В вопросах авторского права американские эксперты однозначно говорят о том, что использование того или иного продукта стандартизации невозможно без согласования с организацией, которая его создала.

В связи с этим возникает задача полноценного информационного обеспечения продукта, донесения его до круга пользователей с соблюдением авторских прав. В рамках данной темы прозвучал доклад О. Денисовой, представителя Информационной сети «Техэксперт», «Зарубежные стандарты в России: проблемы информационного обеспечения».

Представитель «Кодекса» говорила о необходимости закрепить правила переводов официальных документов и о создании единой системы легитимных переводов. Также докладчик рассказала о достижениях в области распространения зарубежных стандартов, в рамках которых компания имеет право предоставлять специалистам доступ к более чем 1,5 млн иностранных и международных нормативов.

В завершении заседания Комитета каждый из докладчиков получил ряд вопросов от присутствующих слушателей и тех, что наблюдали за мероприятием онлайн, после чего сформировался жилой диалог экспертов и зала. Особенно остро интересовали слушателей вопросы, касающиеся будущего строительной отрасли и взаимоотношений отечественных СПиПов с западными Еврокодами.

По итогам заседания Комитета по техническому регулированию собравшиеся специалисты и слушатели пришли к выводу, что на пути к взаимодействию с международной стандартизацией перед Российской Федерацией стоит еще много нерешенных проблем. И преодолеть их можно только путем согласования действий и потребностей бизнеса с выбранным курсом Правительства.

Как заметил председатель Комитета технического регулирования и стандартизации Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты С. Тихомиров, «работа на заседании прошла плодотворно: и наши американские коллеги, и российские докладчики предоставили интересную информацию по отраслям в сфере стандартизации. Очень полезно для нас было прикоснуться к опыту специалистов из США в области стандартизации, в частности, вопросов выхода на международный уровень при сохранении качественных отличий европейской и американской систем. Думается, что накопилось много вопросов, которые можно будет обсуждать и на следующих встречах».

Марина МЯГКИХ

Справка

The American Society for Testing and Materials (ASTM) — Американское общество по материалам и их испытаниям. Общество было основано в 1898 году и является одной из крупнейших в мире организаций по разработке добровольных стандартов.

Несмотря на то что ASTM — некоммерческая организация, стандарты, разработанные ее специалистами, принимаются к использованию в масштабе всего мира и охватывают такие области, как металлургия, краски, пластмассы, текстиль, нефть и нефтяные продукты, строительство, энергетика, электроника, охрана окружающей среды, потребительские товары, компьютерные системы, медицинские услуги и т.д. Всего на данный момент разработано и освоено уже более 12 тысяч стандартов (спецификации, методы испытания, технологии и режимы, руководства и определения).

В ASTM работают свыше 30 тыс. экспертов, представляющих промышленные, правительственные и научные круги из 100 стран мира.