Мнение эксперта

А.Н. ЛОЦМАНОВ, первый заместитель председателя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия:

В тех отраслях, где удалось создать межотраслевые советы, задача участия бизнес-сообщества в разработке технических регламентов Таможенного союза, национальных и межгосударственных стандартов успешно решается.

К сожалению, наша промышленность пока не понимает, что стандарт — это такая же мощная дубина в борьбе за рынок, как реклама или маркетинг. Отсюда — пассивное отношение промышленности к стандартизации. Кроме того, крайне негативную роль играет закон «О техническом регулировании», где записано, что стандарты являются документами добровольного применения. Россия была одной из немногих стран, где перевод всех стандартов в разряд добровольных был сделан до вступления в ВТО. Например, можно сказать, что в Китае принято несколько тысяч обязательных стандартов, что не мешает им быть членом ВТО, во Франции — более 300 обязательных стандартов, несмотря на новые и старые подходы. В США — более 10 тыс. стандартов обязательного действия, без директив или регламентов — просто обязательные стандарты.

Утверждение добровольности принятия стандартов делает их необязательными, что ведет к невниманию промышленности к этому важнейшему инструменту борьбы за рынок.

Успешнее всего совместная работа осуществляется в нефтегазовом комплексе, в строительстве, в железнодорожной отрасли. Сейчас активизирует эту работу объединение предприятий химической промышленности. Больше всего проблем возникает в металлургии, за исключением, пожалуй, трубной промышленности.

Самый критический вопрос сегодняшнего дня таков, что несмотря на допущение промышленности к обсуждению регламента, все еще нет механизма учета ее мнения при этом обсуждении.

Вторая проблема — под регламенты Таможенного союза должны быть подведены межгосударственные стандарты, а работа по переводу стандартов на этот уровень ведется очень слабо. В России большое количество обновленных стандартов, но их надо переводить в статус межгосударственных, что не всегда встречает понимание среди партнеров России по межгосударственному совету по стандартизации. Этот механизм довольно сложный и запутанный.

Третья беда заключается в том, что промышленность пока еще далеко не всегда активно участвует в названном процессе.

Реформа технического регулирования не закончится никогда. Это процесс постоянный: жизнь будет подбрасывать все новые и новые задачи, которые надо будет решать. Пока есть производство и товарообмен, будет вестись реформа технического регулирования. На данном этапе из необходимого объема работ в этом направлении выполнено не более 2%.