Химическая безопасность Таможенного Союза

21 марта 2011 года на портале Минпромторга России для обсуждения был размещен проект технического регламента Таможенного союза «О безопасности химической продукции», который должен быть внесен в Секретариат Комиссии Таможенного союза для публичного обсуждения в июне. Таким образом, сторона-разработчик в некотором смысле существенно опередила установленный график.

Предлагаем вашему вниманию обзор проекта.

Проект технического регламента Таможенного союза «О безопасности химической продукции» разработан в соответствии с Графиком разработки первоочередных технических регламентов Таможенного союза. Стороной, ответственной за разработку является Российская Федерация в лице Министерства промышленности и торговли.

Документ устанавливает обязательные требования к химической продукции или связанным с требованиями к ней процессам производства, использования, хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации. Содержит правила и формы оценки соответствия, правила идентификации и классификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке, этикеткам и правилам их нанесения.

В проекте реализуются положения Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации. Требования безопасности, описанные в проекте, гармонизированы с «Согласованной на глобальном уровне системой классификации опасности и маркировки химической продукции» (СГС) ST/SG/AC/10/30/Rev.3 (ООН 2009 года) в части:

  1. установления единых правил и критериев классификации химической продукции по опасным свойствам;
  2. установления единых правил маркирования химической продукции, классифицированной как опасная химическая продукция;
  3. установления единых правил оформления Паспорта безопасности.

Положения проекта в части подходов к процедурам допуска химической продукции на рынок гармонизированы с Регламентом Европейского Парламента и Совета № 1907/2006 от 18 декабря 2006 года касающийся Регистрации, Оценки, Разрешения и Ограничения Химических Веществ (REACH), учреждения Европейского Химического Агентства, внесения поправок в Директиву 1999/45/EC и отмены Регламента Совета ЕС (EEC) № 793/93 и Регламента Европейской Комиссии (EC) № 1488/94, а также Директивы Совета ЕС 76/769/EEC и Директив Европейской Комиссии 91/155/EEC, 93/67/EEC, 93/105/EC и 2000/21/EC.

В отличие от Регламента Европейского Парламента и Совета № 1907/2006 в проекте технического регламента ТС:

  • предусматривается регистрация химической продукции включающей зарегистрированные химические вещества, а также регистрация химических веществ, в составе химической продукции, если они не были ранее зарегистрированы на территории государств-членов ТС без ограничения привязки по объемам выпускаемой химической продукции;
  • отсутствует необходимость при регистрации проводить исследования каждого ранее исследованного вещества.

Также в документе установлены обязательные норм для химической продукции, в числе которых правила обращения на рынке, требования безопасности, обеспечение соответствия требованиям безопасности, правила оценки соответствия, маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов ТС. Проект направлен на снижение технических барьеров в торговле и обеспечение свободного перемещения химической продукции, выпускаемой в обращение на территории государств-членов ТС.

Предусматривается также создание единого органа по регистрации химической продукции (аналог Европейского химического агентства), работающего через региональные представительства в государствах-членах ТС.

В случае, если химическая продукция попадает в сферу действия нескольких технических регламентов ТС, согласно положениям будущего технического регламента требования этих технических регламентов не могут отменять или снижать требования, установленные техническим регламентом ТС.

Объект технического регулирования Технический регламент ТС распространяется на новую, ранее не находившуюся в обращении, независимо от страны происхождения, а также находящуюся в обращении на территории государств-членов ТС и ввозимую на указанную территорию (включая перевозимую транзитом) химическую продукцию, за исключением:

  • полезных ископаемых в состоянии залегания;
  • готовых лекарственных средств и готовых препаратов ветеринарного назначения;
  • готовой парфюмерно—косметической продукции;
  • химической продукции, являющейся источником ионизирующего излучения (в том числе ее отходов);
  • готовой пищевой продукции, готовых биологических активных и пищевых добавок и готовых кормов для животных;
  • изделий, которые, в процессе обращения, не изменяют свой химический состав и агрегатное состояние, не подвержены процессам деструкции и окисления, не образуют пыль, пары и аэрозоли, содержащие опасные химические вещества, оказывающие вредное воздействие на жизнь или здоровье граждан и животных, растения, окружающую среду, имущество физических или юридических лиц, государственное и муниципальное имущество;
  • отходов производства и потребления;
  • образцов химической продукции для целей оценки соответствия или предназначенных для научно-исследовательских работ, для рекламных целей и (или) выставочных образцов.

Соответствие химической продукции требования безопасности рассматриваемого технического регламента ТС и (или) других ТР ТС, сфера действия которых может распространяться на химическую продукцию, обеспечивается выполнением этих требований непосредственно, либо выполнением на добровольной основе требований взаимосвязанных с техническим регламентом ТС стандартов.

Правила обращения на рынке

Химическая продукция, размещаемая на территории государств-членов ТС, согласно части 2 статьи 4, должна:

  • быть классифицирована по опасным свойствам;
  • иметь маркировку в соответствии со статьей 16 технического регламента ТС, а также иметь элементы маркировки, информирующие об опасных свойствах химической продукции в соответствии с приложением 3 к техническому регламенту ТС;
  • иметь зарегистрированный Паспорт безопасности, который является обязательной составной частью сопроводительной документации на химическую продукцию и оформляется до начала выпуска химической продукции в обращение (статья 17);
  • содержать в своем составе химические вещества, внесенные в Реестр химических веществ;
  • пройти процедуру регистрации и быть внесена в Межгосударственный реестр химической продукции, допущенной к обращению на территории государств-членов ТС и иметь Свидетельство о регистрации или Разрешение на использование (применение).
  • иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов ТС.

К обращению на территории государств-членов ТС не допускается продукция, имеющая в составе вещества, запрещенные к использованию (применению) на территории ТС, не соответствующая представленной о ней ин_ формации или не соответствующая требованиям части 2 статьи 4.

Правила идентификации химической продукции

Идентификация химической продукции включает в себя установление кода химической продукции в соответствии с кодами товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС), определение химического состава и типа веществ, входящих в него, типа химической продукции в целом, а также статуса химических веществ в ее составе (внесенные или не внесенные в Реестр химических веществ ТС).

Указанный реестр формируется и утверждается регистрационным органом на основании данных международных классификаторов и перечней опасных химических веществ, классификаторов и перечней опасных (потенциальноопасных) химических веществ Сторон, данных исследований (испытаний) химической продукции, проведенных в испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных на данный вид деятельности и включает в себя:

  1. перечень запрещенных к использованию (применению) химических веществ;
  2. перечень особо опасных и ограниченных к использованию (применению) химических веществ. Подробнее о веществах, входящих в указанные перечни и принципах их формирования — в статье 27.

С целью установления в составе химической продукции химических веществ, обладающих опасными свойствами, могут использоваться сведения о химических веществах приведенные в Реестре химических веществ ТС.

При установлении в составе продукции одного или более веществ, не внесенных в Реестр, изготовитель (поставщик, импортер) должен провести исследование (испытание) химической продукции в соответствии с требованиями статьи 30 технического регламента ТС и оценить риски возможного воздействия опасных свойств химической продукции.

Указанные исследования (испытания) проводятся аккредитованными испытательными лабораториями (центрами) по утвержденным в установленном порядке на территории государств-членов ТС методам, перечень которых утверждается соответствующим Регистрационным органом.

Исследования, проведенные за пределами территории ТС, признаются его государствами-членами, если это предусмотрено межгосударственными соглашениями государств-членов ТС и если все участники присоединились к соответствующим соглашениям.

Правила классификации химической продукции

Классификация химической продукции по опасным свойствам проводится с учетом данных об опасных свойствах химических веществ содержащихся в Реестре химических веществ ТС, а также информации, полученной в результате исследований (испытаний) продукции на соответствие критериям, установленным приложением 2 к техническому регламенту ТС. Список продукции с опасными свойствами приведен в части 4 статьи 6 проекта ТР ТС.

Критерии классификации химической продукции, предоставляющей опасность, описаны в таблицах приложения 2:

  • по физико-химическим свойствам — таблицы 1-13;
  • в отношении жизни и здоровья человека, жизни и здоровья животных и растений — таблицы 14-36;
  • в отношении окружающей среды — таблицы 37-47.

Правила и рекомендации классификации химической продукции, опасной в отношении окружающей среды, приведены в статье 7 рассматриваемого проекта, а в отношении смесевой химической продукции и химической продукции переменного состава — в статье 8.

Согласно части 10 статьи 6 результаты классификации химической продукции по опасным свойствам проведенной с использованием данных, полученных в результате исследований (испытаний), имеют приоритет над результатами классификации, полученными с помощью расчетных методов. Установленный класс (подкласс, тип) опасности указывается в соответствующей графе Паспорта безопасности на химическую продукцию.

Классификация химической продукции по опасным свойствам, проведенная за пределами территории государств-членов ТС, признается на территории государств-членов ТС, если все государства-члены ТС присоединились к соответствующим международным договорам.

Требования безопасности

В рассматриваемом проекте ТР ТС приведены требования безопасности при хранении химической продукции и обращении с ней (статья 10), при перевозке (транспортировании) химической продукции (статья 11), при реализации химической продукции (статья 12), при производстве, изготовлении и использовании (применении) химической продукции по назначению (статья 13), при утилизации продукции, а также тары (упаковки) из-под нее (статья 14), а также требования к информации для приобретателей (потребителей) (статья 15), нанесению элементов маркировки, информирующих об опасных свойствах продукции (статья 16).

В частности, в статье 9, содержащей общие требования безопасности, сказано, что безопасность химической продукции (включая новую химическую продукцию) при хранении, перевозке (транспортировании), реализации, использовании (применении), утилизации (удалении), должна быть достигнута за счет снижения уровня риска от воздействия опасных свойств химической продукции, а также опасных свойств химических веществ в составе химической продукции, на жизнь и здоровье человека, имущество физических и юридических лиц, государственное и муниципальное имущество (имущество органов местного самоуправления), на окружающую среду, жизнь и здоровье животных и растений до допустимого уровня риска. Для установления допустимого уровня риска изготовитель (поставщик, импортер) продукции, содержащей в составе особо опасные и (или) ограниченные к использованию (применению) химические вещества, должны определить возможные группы приобретателей (потребителей), определить виды возможного неправильного использования продукции и сценарии воздействия опасных свойств, возникающих при хранении, погрузке-разгрузке, перевозке (транспортировании), реализации, использовании (применении), утилизации (удалении). Далее, он обязан оценить риск, возникающий при каждом из выявленных сценариев и принять решение, является ли риск допустимым.

Для исключения или снижения риска изготовитель (поставщик, импортер), в соответствии с осуществляемой им деятельностью, должен заменять опасные химические вещества в составе химической продукции на не классифицированные как обладающие опасными свойствами, применять защитные меры, обучить персонал безопасным методам обращения с опасными химическими веществами и сопроводить продукцию информацией о безопасном использовании. Согласно статье 15 проекта информация для приобретателей (потребителей) должна быть основана на результатах классификации химической продукции по опасным свойствам в соответствии со статьей 6 и приложением 2 к техническому регламенту ТС.

С целью предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей маркировка, содержащая элементы в виде знака опасности, сигнального слова, краткой характеристики опасности и мер по ее предупреждению, должна наноситься непосредственно на химическую продукцию или, в случае, если это невозможно, на этикетку. Если места для нанесения маркировки на упаковке недостаточно, такая продукция сопровождается ярлыком или вкладышем, на котором, в полном объеме, приводится информация в соответствии с частью 5 статьи 15. 5, т.е. на русском языке. (Прим. ред.: Данное требование не распространяется на химическую продукцию, экспортируемую с территории государствчленов ТС).

Допускается дополнительное изложение маркировки на государственных языках государств-членов ТС.

Маркировка химической продукции должна включать:

  1. наименование и обозначение химической продукции, включая торговое наименование;
  2. наименование химических веществ, входящих в состав химической продукции в количествах, указанных в таблице 14 приложения 2;
  3. сведения об изготовителе химической продукции (в том числе товарный знак изготовителя при наличии), а также о поставщике, если это не одно и то же лицо, включая контактные данные для экстренных обращений;
  4. обозначение межгосударственного или национального стандарта, или другого документа, в соответствии с с которым производится химическая продукция;
  5. сведения об опасных свойствах;
  6. реквизиты партии продукции (для химической продукции в потребительской упаковке — в товаросопроводительной документации);
  7. срок годности и (или) срок хранения (при необходимости);
  8. информацию о способе применения, включая рекомендации по безопасному хранению, перевозке, реализации, применению и утилизации (при необходимости), в том числе в виде инструкций или иных документов, которые прилагаются к каждой упаковке и (или) партии;
  9. знак обращения на рынке в соответствии со статьей 32 технического регламента.

Наименования химических веществ, определяющих опасные свойства химической продукции, должны соответствовать наименованию, установленному в Реестре химических веществ ТС.

Маркировка должна быть устойчивой к механическому, химическому и климатическому воздействию и сохраняться в течение всего срока годности и (или) хранения до момента полного использования продукции по назначению.

Элементы маркировки, информирующие об опасных свойствах продукции, должны быть выделены среди другой информации содержащейся в маркировке химической продукции и содержать информацию в соответствии с приложением3 и приложением 5 к техническому регламенту ТС. Подробные требования и правила нанесения элементов маркировки на химическую продукцию, информирующие об опасных свойствах химической продукции, приведены в статье 16 ТР ТС.

Соответствие химической продукции техническому регламенту ТС обеспечивается выполнением его требований, а также требований, взаимосвязанных с ним межгосударственных (национальных, региональных) стандартов. Выполнение на добровольной основе требований межгосударственных (национальных, региональных) стандартов свидетельствует о презумпции соответствия требованиям безопасности.

Паспорт безопасности химической продукции

Как мы упоминали ранее Паспорт безопасности является обязательной составной частью сопроводительной документации на химическую продукцию и оформляется до начала выпуска химической продукции в обращение.

Форма приведена в приложении 4 к техническому регламенту ТС.

Согласно рассматриваемому проекту, указанный документ оформляется в двух экземплярах (первый хранится у изготовителя (поставщика, импортера), второй — у регистрационного органа), имеет регистрационный номер и содержит в себе требования безопасности и предупреждающие меры, обеспечивающие безопасное обращение химической продукции. Кроме того, он должен информировать приобретателей (потребителей) о наличии у продукции опасных свойств и видах исследований (испытаний), проведенных в отношении неё.

Срок действия Паспорта безопасности не ограничен, однако в ряде случаев документ подлежит обновлению и переизданию, например:

  • в случае изменения наименования и (или) адреса изготовителя (поставщика, импортера);
  • при отмене, пересмотре или изменении межгосударственного или национального стандарта, на основании которого химическая продукция выпускается в обращение;
  • при внесении изменений в состав химической продукции;
  • при поступлении дополнительной или новой информации, повышающей полноту и достоверность данных, включенных в соответствующие разделы Паспорта безопасности.

В этом случае информация о выпуске новой редакции Паспорта безопасности должна быть доведена до коммерческих и (или) промышленных приобретателей изготовителем (поставщиком, импортером) продукции в течение 12 месяцев, предшествующих изданию новой редакции.

Ознакомиться с подробной информацией о регистрационном органе можно в статье 26 проекта.

Оценка соответствия

Согласно статье 19, оценка соответствия химической продукции требованиям технического регламента ТС проводится в формах:

  • учетной или разрешительной регистрации химической продукции, а также химических веществ в ее составе в соответствии со статьей 20 технического регламента ТС;
  • исследований (испытаний) химической продукции в соответствии со статьей 30 технического регламента ТС;
  • государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством государства Стороны.

Учетная регистрация осуществляется для химической продукции, в состав которой входят химические вещества, внесенные в Реестр химических веществ ТС. Разрешительная — для продукции, содержащей химические вещества, не внесенные в Реестр химических веществ ТС на момент регистрации или внесенные в Перечень особо опасных или ограниченных к использованию (применению) химических веществ, а также в отношении продукции, перевозимой транзитом по территории государств-членов ТС. Регистрация осуществляется на платной основе.

При этом проект допускает образование ассоциаций изготовителей (поставщиков, импортеров) с целью совместной регистрации химической продукции и химических веществ, входящих в ее состав, а также делегированию права и обязанности по регистрации одному Заявителю (Заявителю по общему согласию) от своего имени. Описание механизма регистрации, состава документов и заявления подробно описаны в частях 7-9 статьи 20 рассматриваемого проекта, а порядок регистрации химической продукции, включая сроки ее проведения, — в статье 21.

В случае, если химическая продукция содержит в составе химические вещества, внесенные в Перечень особо опасных и ограниченных к использованию (применению) химических веществ, или является новой продукцией (содержит новые химические вещества), заявитель должен провести оценку опасных свойств продукции и составить отчет о химической безопасности химической продукции, заявленной для регистрации.

Данный отчет должен содержать оценку химической безопасности продукции в целом и каждого химического вещества, входящего в ее состав, включающую в себя следующие этапы:

  1. оценка опасных свойств в отношении жизни и здоровья человека и животных;
  2. оценка опасности, обусловленной физико-химическими свойствами;
  3. оценка опасных свойств в отношении окружающей среды;
  4. оценка стойких биоаккумулирующихся токсичных химических веществ (БАТВ) и очень устойчивых и сильно биоаккумулирующихся химических веществ (ОБАВ);
  5. оценка сценариев воздействия;
  6. оценка риска.

Часть отчета о химической безопасности, содержащая оценку сценариев воздействия и оценку риска должна быть доведена Заявителем до сведения всех приобретателей посредством внесения этой информации в соответствующие разделы Паспорта безопасности. В результате успешного прохождения регистрации заявителю присваивается индивидуальный регистрационный номер, продукция включается в Реестр химической продукции, допущенной к обращению на территории гоСударств-членов ТС, выдается Свидетельство о регистрации по форме приложения 6 к техническому регламенту ТС и (или) Разрешение на использование (применение) по форме Приложения 7 к техническому регламенту ТС. В Свидетельстве указывается, что химическая продукция соответствует требованиям Технического регламента ТС «О безопасности химической продукции», внесена в Реестр химической продукции ТС, допущенной к обращению на территории государств-членов ТС, область ее применения, номер Паспорта безопасности, а также документ, на основании которого производится химическая продукция.

В Разрешении указывается, что химическая продукция в соответствии с требованиями Технического регламента ТС «О безопасности химической продукции», допущена к обращению на территории государств-членов ТС и внесена в Реестр химической продукции ТС. Также в документе прописывается область использования (применения) и ограничение использования (применения) химической продукции. В приложении к разрешению приводится номер паспорта безопасности и информация о документе, на основании которого производится химическая продукция. В дальнейшем номер полученного Свидетельства и номер Разрешения указывается Держателем разрешения в маркировке химической продукции и (или) товарно-сопроводительной документации на нее. Срок действия Свидетельства составляет 15 лет.

Сроки действия Разрешения составляют:

  1. 5 лет — для химической продукции, в состав которой входят химические вещества, внесенные в перечень особо опасных и ограниченных к использованию (применению) химических веществ (если международными (межгосударственными) соглашениями (договорами, конвенциями) не установлены иные сроки допустимого использования (применения) таких химических веществ);
  2. 3 года — для химической продукции, содержащей химические вещества, не внесенные в Реестр химических веществ ТС на момент регистрации;
  3. 1 год — для химической продукции, перевозимой транзитом по территории государств-членов ТС.

В случае необходимости срок действия Свидетельства о регистрации и Разрешения на использование (применение) химической продукции может быть продлен с учетом требований части 9 статьи 20 и статьи 23 технического регламента ТС. Для продления срока действия Свидетельства заявитель подает новое заявление не менее чем за 6 месяцев до окончания срока действия документа, а для продления срока действия Разрешения Держатель разрешения подает новое Заявление не менее чем за 3 месяца до окончания его срока действия.

В случае поступления сведений о выявлении органами государственного контроля (надзора) несоответствия химической продукции требованиям технического регламента ТС, получения информации об обнаружении у химической продукции опасных свойств, не установленных ранее, или отсутствия возможности применения эффективных мер по предотвращению вредного воздействия опасных свойств химической продукции, а также химических веществ в составе химической продукции действие Свидетельства (Разрешения) приостанавливается.

И в случае невозможности устранения выявленных нарушений или установления ранее не известных опасных свойств — аннулируется (статья 25).

Маркировка единым знаком обращения на рынке

Химическая продукция, соответствующая требованиям технического регламента ТС и прошедшая процедуру оценки соответствия согласно статье 19, должна иметь маркировку знаком обращения продукции на рынке, которая осуществляется перед выпуском продукции в обращение. Знак обращения продукции на рынке наносится любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение, сохраняющееся в течение всего срока годности химической продукции и (или) срока хранения химической продукции на каждую единицу химической продукции как в соответствии с требованиями, указанными в части 3 статьи 32, так и (или) приводится в прилагаемых к нему сопроводительных документах.

Защитные меры

Проект ТР ТС гласит, что государства-члены ТС обязаны предпринять все меры для ограничения, запрета выпуска в обращение химической продукции на территории государств Сторон, а также изъятия из обращения химической продукции, представляющей опасность для жизни и здоровья человека и животных, растений, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества (имущества органов местного самоуправления).

Основанием для применения статьи защиты (статья 32) могут быть следующие случаи:

  1. невыполнение положений технического регламента ТС;
  2. неправильное применение документов, в соответствии с которыми производится химическая продукция;
  3. недостатки взаимосвязанных с техническим регламентом ТС межгосударственных и национальных стандартов;
  4. несоблюдение правил, изложенных в статье 6 технического регламента ТС;
  5. другие причины запрета выпуска химической продукции в обращение.

Уполномоченный орган государственной власти Государства-члена ТС обязан уведомить Комиссию ТС, Регистрационный орган и компетентные органы государственной власти Сторон о принятом решении с указанием причин принятия данного решения и представлением необходимых доказательств.

Переходный период и вступление в силу

Согласно статье 34 рассматриваемый технический регламент ТС вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.

В течение года со дня вступления в силу технического регламента должен быть сформирован Регистрационный орган.

В течение года со дня вступления в силу технического регламента должны быть внесены изменения в действующие и разработаны новые организационные, нормативные правовые и методические акты государств-членов ТС для обеспечения регистрации веществ в соответствии с положениями технического регламента. В течение двух лет со дня вступления в силу технического регламента и в течение года с момента организации Регистрационный орган должен сформировать Реестр химических веществ ТС.

Проектом предусмотрен двухлетний период со дня вступления в силу технического регламента ТС, в течение которого все изготовители (поставщики, импортеры) химической продукции должны перейти на классификацию химической продукции по опасным свойствам, на оформление Паспорта безопасности, маркировку и оценку соответствия химической продукции, предусмотренных Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности химической промышленности».

Анастасия КАЗАНСКАЯ