СНГ: 20 лет спустя

Консорциум «Кодекс» принял участие в Международном экономическом форуме государств-участников СНГ «20 лет вместе: опыт сотрудничества и перспективы», который состоялся 18 марта в Москве.

Делегаты форума обсудили будущее экономических объединений и союзов, таких как Таможенный союз и ЕврАзЭС, на постсоветском пространстве, перспективы совершенствования единой системы технического регулирования, Межгосударственную программу инновационного сотрудничества государств СНГ на период до 2020 года, роль бизнеса в модернизации экономик стран Содружества, а также механизмы защиты единого рынка от недоброкачественной и опасной продукции в условиях свободной торговли. Кроме того, участники подвели первые итоги Таможенного союза и наметили перспективы дальнейшего сотрудничества.

Открывая форум, исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев сообщил, что внешнеторговый оборот СНГ в прошлом году увеличился на 31%, причем в основном благодаря росту взаимной торговли. Так, совокупный рост ВВП стран Содружества за год составил 4,5%, промышленное производство выросло на 8,7%, а инвестиции в основной капитал увеличились на 5,8%. По данным Международной организации кредиторов, экономика стран СНГ выросла за последние десять лет более чем в шесть раз, что значительно выше показателей Евросоюза, ВВП которого за тот же период увеличился всего на 1,8%.

Долю критики в общий поток оптимизма привнес первый вице-премьер России Игорь Шувалов, который призвал собравшихся не останавливаться на достигнутом и поговорить о том, как трансформировать Содружество в более эффективную форму сотрудничества.

Не секрет, что сегодня далеко не все страны бывшего Советского Союза ставят на укрепление партнерских и торговых связей в рамках СНГ, предпочитая делать реверансы в сторону Европейского союза. Ярким примером такой «двойной игры» Игорь Шувалов назвал действия Украины, которая желает одновременно принять участие в двух зонах свободной торговли — с Россией и Европой. Докладчик дал понять, что Украине, вероятно, придется сделать окончательный и однозначный выбор: Россия или Евросоюз.

Комиссия в новом формате

Одним из главных событий форума стало объявление о видоизменении Комиссии Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана. По словам Игоря Шувалова, планируется, что с 1 января будущего года Комиссия Таможенного союза перестанет быть коллегиальным органом на уровне вице-премьеров, а станет постоянно действующим наднациональным органом Единого экономического пространства, которому, в том числе, предстоит принимать, разрабатывать и регулировать технические регламенты для всей территории Таможенного союза. В этот же день начнется работа и Экономического суда ЕврАзЭС, который будет базироваться в Минске.

Иерархическая лестница технических регламентов

Другая важнейшая тема форума — создание единой системы технического регулирования на пространстве ЕврАзЭС, которая так необходима Таможенному союзу, но принятие которой сегодня тормозится с целым рядом барьеров, например, громоздким механизмом многостороннего согласования документов и приведения их в соответствие с требованиями национальных органов. В частности, о системе технического регулирования и проблемах, стоящих перед участниками единого экономического пространства сегодня подробно рассказал заместитель министра промышленности и торговли России Владимир Саламатов. По его словам, уже определены лаборатории и специальные органы, которые будут заниматься сертификацией и проверкой продукции на соответствие нормам технического регламента. Докладчик еще раз подчеркнул, что в иерархии документов технические регламенты ЕврАзЭС находятся на более высоком уровне, чем аналогичные документы ТС, и при наличии ТР ЕврАзЭС принимать аналогичный ТР ТС не потребуется. Иная ситуация возникает в случае, если документ Евразийского экономического союза принимается после принятия соответствующего регламента ТС. В этом случае второй должен либо полностью соответствовать первому, либо отменен. В то же время принятие ТР ТС сегодня ввиду простоты механизма согласования предпочтительнее, поскольку требует всего лишь решения Комиссии ТС, в то время как принятие ТР ЕврАзЭС — утверждения парламентами всех пяти стран, входящими в союз.

Владимир Саламатов напомнил, что ТР ТС будут разрабатываться согласно Единому перечню продукции, утвержденному 28 января 2011года, и включающему 61 наименование. По Решению Комиссии ТС от 8 декабря 2010 года запланировано к выпуску 47 первоочередных ТР ТС. При этом в целом перечень таких документов по Таможенному союзу не закрыт. Докладчик подчеркнул, что в первую очередь такие регламенты должны описывать требования безопасности, и не ставить оценочных характеристик, как это происходит в российских национальных технических регламентах, когда на уровне терминов прослеживается четкая негативная оценка, например, «молочному напитку». Представитель Минпромторга выделили три приоритетные группы товаров, в отношении которых необходимо как можно быстрее принять соответствующие технические требования. Это ТР, связанные с защитой детей и подростков, с пищевой промышленностью, аналоги Еврокодов (машиностроение, транспорт, низковольтное и высоковольтное оборудование, электромагнитная совместимость) и т.д.

В поиске баланса

Докладчик отметил, что одной из основных задач, стоящих сегодня перед экспертами по техническому регулированию на постсоветском пространстве является поиск баланса между обязательностью исполнения требований и добровольностью проведения оценки соответствия, которая позволяет удовлетворить максимальные требования к максимальному качеству продукции.

Сложнее идет процесс формирования типовых модулей. Здесь между участниками ЕЭП развернулась достаточно жесткая полемика. «Нам казалось, что у нас сегодня предусмотрено готовое решение для любого технического регламента, однако сложившаяся схема, в частности, в рамках ЕС, не всегда годится для прямого применения. Во многих случаях существуют некоторые отличия отечественной практики от общеевропейских директив. Для создания оптимальных моделей необходимо использовать не только европейский, но отечественный опыт, создав на их основе собственные модули подтверждения соответствия», — подчеркнул Владимир Саламатов, отметив, тем не менее, что высказанной им точки зрения придерживаются далеко не все эксперты.

«Полного взаимопонимания по указанным схемам мы еще не достигли», — сказал докладчик.

«Зачем изобретать что-то, если можно взять уже готовые решения и применять их?», — считает председатель Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь Валерий Корешков. В качестве успешного опыта заимствования нормативных документов он привел пример Республики Беларусь, которая практически полностью перенесла всю законодательную базу на стандарты Евросоюза. В частности, перевела более тысячи ссылочных стандартов и все еврокоды, и приняла их.

Фонд не успевает за прогрессом

В выступлении заместителя руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии РФ Александра Зажигалкина львиная доля доклада была посвящена развитию межгосударственной стандартизации на постсоветском пространстве. В частности, одной из проблем, препятствующих развитию данного направления, представитель Росстандарта назвал качество существующего Фонда стандартов и низкую скорость его обновления.

«Фонд межгосударственных стандартов сегодня насчитывает порядка 20 тыс. документов, средний возраст которых составляет около 25 лет. Для сравнения средний возраст стандартов МЭК — чуть больше девяти лет. Конечно, Фонд стандартов устарел и продолжает устаревать. В последнее время принималось не больше 180-190 стандартов в год. Это крайне небольшой показатель. Если вспомнить современные нормы отечественного Закона „О техническом регулировании“ (в редакции 385-ФЗ), то окажется, что документы в области стандартизации должны обновляться и актуализироваться не реже, чем раз в пять лет. Иными словами, для того, чтобы поддерживать. Фонд межгосударственных стандартов в актуальном состоянии, нам необходимо обновлять не менее 4 тыс. стандартов ежегодно. На 2011 год запланирована работа по 2 тыс. межгосударственных стандартов. Эта цифра значительно выше существующих показателей, и, тем не менее, недостаточна», — подчеркнул докладчик, отметив, что ввиду возраста большинства документов предложенная им расчетная цифра ежегодного обновления не вполне отражает действительность, к тому же, некоторые стандарты необходимо менять чаще, чем раз в пять лет. Тревожит Александра Владимировича и заявленная область межгосударственной стандартизации, более узкая, чем в России.

ГОСТ на всех

Кроме того, по мнению докладчика, ориентация на модернизацию и инновационность экономики приводит к тому, что далеко не все из современных стандартов, которые государства готовы принять, могут быть приняты на вооружение бизнесом на местах, ввиду отсутствия соответствующей материальной и технической базы.

В отличие от коллеги из Росстандарта Валерий Корешков и белорусская стандартизация в целом проблему поиска баланса между выполнимостью требований и инновационностью развития экономики уже несколько лет как нашли в лице ГОСТ П, так называемых предстандартов. «Если стандарт важен и государство хотело бы ориентировать промышленность на новые требования, нодалеко не все его смогут выполнить, принимается решение о принятии предстандарта, — рассказал Валерий Корешков. — Такой стандарт позволяет предприятиям применять его, однако его неприменение не несет за собой никаких санкций для предприятия. При этом промышленность ориентируется на современные требования, а система в целом дает альтернативу существующим устаревшим ГОСТам».

По кругам согласований

По мнению г-на Зажигалкина, создают определенные трудности невысокая активность межгосударственных технических комитетов, а также дефицит экспертов в области стандартизации. «Уверен, национальные комитеты должны работать на одной платформе в рамках межгосударственных технических комитетов, объединяя усилия, либо теснее взаимодействовать друг с другом», — сказал г-н Зажигалкин.

Сегодня каждая из стран использует свою процедуру подготовки нормативных документов (или их части) и собственный подход к их согласованию. В результате таких нескоординированных действий накапливается большой объем документов, находящихся на согласовании. Это тормозит введение единых норм. Речь в первую очередь идет о пищевой промышленности, однако схожие проблемы существуют и в целом ряде иных отраслей.

«В кратчайший период выполнить намеченный объем работ невозможно, — необходима работа на уровне национальных организаций по стандартизации, поскольку даже работа по переоформлению стандартов требует времени, т.к. предполагает определенные согласования. Перед Россией в этом году стоят глобальные задачи: есть много национальных стандартов, на основе которых мы не только хотели бы создать межгосударственные стандарты, но и получили средства из бюджета под эти работы. Более того, нам необходимо договориться о том, чтобы хотя бы на первое время в перечень межгосударственных стандартов не только входили национальные стандарты, но и составляли преимущественное большинство», — сказал докладчик, подчеркнув, что де-факто межгосударственная стандартизация сегодня, к сожалению, не способна шагнуть с того места, с которого рассчитывают авторы и инициаторы ТС и ЕврАзЭС.

Сохранять ли кадры?

В завершение выступления он подчеркнул, что для тогочтобы развивалась межгосударственная стандартизация необходимо укреплять национальные органы по стандартизации. В первую очередь, необходимо решить пробле му сокращения штата стандартизаторов и подготовки новых кадров. «У нас сейчас много проблем. Идет сокращение штата, порядка 150 человек в год. Когда показатель достигнет 15-20% — это станет настоящей болезнью системы», — сказал докладчик.

В целом Единое экономическое пространство членов Таможенного союза должно заработать уже в 2012 году. Пока в зоне действия Единой системы технического регулирования окажутся страны Таможенного союза. Но затем, по замыслу чиновников, общие стандарты должны распространиться на все страны ЕврАзЭС.

Кстати, для участников Евразийского экономического сообщества появится и специальный знак обращения продукции, который будет свидетельствовать о том, что товар соответствует стандартам качества, станет своего рода знаком качества продукции — аналогом европейского CE.

Принятие первых технических регламентов, как и знака обращения продукции, запланировано на начало апреля. Все документы должна утвердить комиссия Таможенного союза.

Анастасия КАЗАНСКАЯ